Цели: ознакомление с работой пищеварительной системы человека; воспитание культуры поведения во время еды.

Задачи: сформировать представление о значении зубов для человека, познакомить с правилами ухода за ними; расширить знания детей о пище и значении её разнообразия.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Учитель: - Доброе утро! Добрый день! Доброго здоровья! – говорим мы и искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, счастья и здоровья. Вам желаю сегодня на уроке хорошо поработать, многое узнать и запомнить.

2. Проверка домашнего задания.

а) фронтальный опрос по теме:

- Что такое опорно-двигательная система? (Органы, которые служат опорой нашему организму и участвуют в движении. Это скелет и мышцы).

- Назовите основные отдела скелета, из каких костей они состоят, какую роль играют в организме? (Кости служат для защиты жизненно важных органов человека. Кости черепа защищают мозг, кости грудной клетки – сердце и лёгкие, кости таза – мочеполовую систему и кишечник. Кости служат для опоры, обеспечения прочности и подвижности.)

- Расскажите, что вы знаете о строении кости? (Костная ткань самая прочная в организме. Прочность ей придают минеральные вещества, упругость – особый белок. Упругости и прочности способствует и губчатое строение кости. Кость снаружи покрыта специальной плёнкой.)

- Как работают мышцы? (Мышцы сокращаются и расслабляются. Сокращение мышц приводит в движение кости).

- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы осанка была красивой, а организм здоровым? (Не сутулиться при письме. Сидя на стуле, ноги ставить на пол или специальную подставку, не носить тяжелые вещи в одной руке и т.д.)

б) составьте памятку “Как избежать травм костей”.

- при ходьбе смотри под ноги, а не по сторонам.

- не прыгай с высоты.

- при игре не толкайся и не пихайся.

- не ставь подножки.

3. Работа по теме урока.

Учитель:

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Вопрос – проблема: - Что необходимо организму человека для роста и развития?

- Ему необходимо питание.

Вывод:

Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не поедет, так и человек, чтобы жить, расти, развиваться, учиться, работать должен питаться. С пищей человек получает все необходимые питательные вещества. Для этого он должен употреблять разнообразную, полезную пищу.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Пищеварение.

Учитель:

- Да, сегодня мы поговорим о пищеварении. Как оно происходит, мы узнаем из рассказов моих помощников.

- Органы пищеварения образуют пищеварительную систему. В неё входят:

1-й ученик:

Ротовая полость – здесь пища смачивается слюной, пережёвывается зубами, перемешивается языком, распознается на вкус, начинает перевариваться.

У детей – 24 зуба, у взрослых – 32 зуба. Зубы – самая твёрдая часть организма. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые. Но как бы не тверды были зубы, они так же боятся вездесущих микробов, как и другие части тела. После каждого приёма пищи в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую ты ешь, в воде, которую ты пьёшь, в воздухе, которым ты дышишь, всегда есть опасные микробы. Оказавшись вместе с крошками в “уютных” щелочках между зубами, они чувствуют себя сытно и уютно и быстро размножаются.

Есть зубы у акулы
И у крокодила.
И нас с тобой природа
Ими наградила.
Чтоб мог ты грызть морковку,
Есть яблоки и грушу
И чтоб орешек вкусный
Сейчас же был раскушен.
А без зубов обед твой
И ужин был бы страшен –
Не ел бы ничего ты,
Кроме манной каши.
Поэтому, конечно,
Беречь ты зубы должен,
Тем более что чистить
Их совсем не сложно.

Слайд. Правила чистки зубов.

Слайд. Укрепляет зубы и еда:

- продукты, содержащие витамин Д: птица, телятина, яйца, сливочное масло, морская рыба;

- продукты, содержащие кальций: молочные, кисломолочные, сыры, брокколи;

- продукты, содержащие фтор: черный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода.

Учитель:

- Потом пища через глотку попадает в пищевод. Пережёванную пищу мы проглатываем.

2-й ученик:

Итак пища по пищеводу попадает в желудок. Желудок – главный орган пищеварительной системы. Его стенки состоят из мышц, а внутри он выстлан клетками, которые выделяют желудочный сок. Стенки желудка двигаются и перетирают еду с помощью желудочного сока в кашицу. В нормальном желудке умещается 2-3 литра еды. Пища в нём находится 3-4 часа. Но выход из желудка до поры до времени закрыт. Только когда пища хорошо переварится, желудок открывает выход, выпускает небольшую порцию и тут же опять закрывает.

Все сказку про Красную шапочку знают,
Но только вот здесь закавыка какая:
Бабушка в волчьем сидела желудке!
Скажу вам, что это лишь милая шутка.
Желудок размером не очень велик,
И бабушек прятать он не привык.
У человека, у зверя любого
Служит желудок совсем для другого.
Соком желудочным пищу польет,
Побудет чуть – чуть она здесь – и вперёд.
Конфета, ватрушка или печенье
Дальше отправятся без промедленья.
Н. Кнушевицкая.

Фронтальная работа. Слайд. Как заботиться о желудке.

- Пищу пережёвывай тщательно.

- Не ешь на ходу.

- Не наедайся сверх меры.

- Не ешь несвежие продукты.

- Не наедайся на ночь.

- Ешь не реже четырёх раз в день.

Физкультминутка.

Учитель:

- Если я называю полезные продукты, то встают девочки, а если не полезные, то встают мальчики.

Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, шоколад, морковь.

3-й ученик:

Выполнив свою часть работы, желудок отправляет пищу дальше. Сам желудок не способен переварить всё то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а с маслом – нет. Поэтому эта пища поступает в кишечник, он состоит из тонкой кишки, толстой и прямой. Длина тонкого кишечника взрослого человека составляет 5-7 метров. Начальная часть тонкого кишечника называется двенадцатиперстной кишкой. Это название она получила из-за того, что в длину примерно равна 12 пальцам, а в старину палец называли – перст. В неё из печени поступает желчь, а из поджелудочной железы – пищеварительные ферменты. Кроме того, в слизистой оболочке тонкой кишки находится около 20 миллионов желез, выделяющих кишечный сок. Под действием пищеварительных соков происходит расщепление белков, жиров и углеводов.

Толстый кишечник намного короче тонкого, составляет 1,5 – 2 метра. В нём в большом количестве обитают бактерии. Они разлагают не переваренные частицы пищи, в основном белки и растительную клетчатку. Образовавшиеся питательные вещества через стенки кишечника и стенки кровеносных сосудов проникают в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму. Не переваренные остатки пищи удаляются из организма.

4-й ученик:

Как уже говорилось, кишечнику помогает печень.

Ну а теперь расскажу вам про печень. Знайте, что нужно беречь её нам.

Печень устроилась, как королева,
Конечно же справа, а вовсе не слева.
Зачем она нам? Я отвечу: к примеру,
Является печень защитным барьером.
Первый удар на себя принимает,
Если попалась отрава какая.
Ну а ещё, словно тайный заводик,
Желчь постоянно она производит.
С этой работой своею незримой
Печень нам просто необходима.

Желчь участвует в расщеплении жиров. В выработке желчи печени помогает желчный пузырь.

Всегда на кого-то он зол и сердит,
Желчью своей до краев он налит –
Жидкостью горькой такою особой,
Она нам нужна, переваривать чтобы
Суп и котлету, и винегрет –
Словом, все то, что съедим на обед.
Н. Кнушевицкая.

4. Закрепление.

Учитель:

- Отгадайте по описанию, что это за органы, и покажите, где они находятся.

- С их помощью человек откусывает и измельчает пищу.

- Этот орган перемешивает пищу, смачивает слюной и проталкивает в глотку.

- По этой трубке пища попадает в желудок.

- От 3-х часов и дольше пища переваривается в .........

- Переваривание пищи заканчивается в ............

- Питательные вещества из кишечника выступает в ............

5. О И.П. Павлове.

Учитель:

- Бывают в науке имена, блеск которых с годами не тускнеет. Проходят десятилетия, а заслуги этих ученых перед человечеством становятся всё более значительными. К числу таких славных учёных принадлежит и великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, наш земляк Иван Петрович Павлов.

На одной из улиц города Рязани, застроенной деревянными домами в позапрошлом веке, стоит “домик-крошка”, с мезонином в три окошка. Слайд.

В этом доме 14 сентября 1849 года в семье священника родился мальчик Ванюша, которому суждено было стать великим учёным, который изучил, как происходит пищеварение, как работает нервная система. Весь свой талант в научной работе он посвятил человеку. Павлов видел конечную цель своей работы в том, чтобы как можно лучше и быстрее помочь больным.

Младшая сестра будущего академика писала позже о его детстве: “Первым его учителем был отец....Иван Петрович всегда благодарностью вспоминал отца, который умел привить детям привычку к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. Грамоте Павлов обучился примерно восьми лет, а осенью 1860 года поступил сразу во второй класс Рязанского духовного училища. В 1864 году его зачислили в Рязанскую духовную семинарию. Здесь он стал одним из лучших учеников. С детства он много читал, и не только духовную литературу. Огромное впечатление произвела на него книга Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Позже Павлов признавался, что именно она определила всю его дальнейшую судьбу. 27 февраля 1936 года И.П. Павлов умер от пневмонии. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Слайды музея Павлова в Рязани.

6. Итог урока.

- Какова основная функция пищеварительной системы?

- Что может произойти, если нарушится слаженная работа этой системы?

7. Домашнее задание: страницы 144–147, читать, ответить на вопросы, пересказ. Сообщения о витаминах.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru