Цели: прививать им любовь к окружающему миру, учить ценить все живое, учить выразительному чтению, раз­вивать творческие способности.

Оборудование:

Выставка книг, костюмы, музыка в записи для инс­ценировки.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Посмотрите, ребята, какие книги сегодня на нашей выстав­ке. Не хотите ли ее дополнить? Ответы детей. Учитель

А сейчас мы посмотрим небольшой спектакль — инсцени­ровку «Встреча зимой».

Сегодня к нам в гости пришел Старик-годовик. Он обещал показать нам удивительное и необычное.

Входит Старик-годовик — заранее подготовленный ученик.

Старик-годовик:

Вот как выйду я, да начну махать рукавом и пускать птиц! Махну один раз — полетят первые 3 птицы.

Каждая птица со своим особым именем. И станет сразу хо­лодно, морозно. Птицы эти не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светло, махнет другой — станет темно. Что это за 3 птицы вылетели из моего рукава? (Декабрь, январь, февраль.) Какие это 4 крыла у каждой пти­цы? (4 недели.) Какие 7 перьев на каждом крыле? (7 дней не­дели.) Почему одна половина крыла белая, а другая — черная? (День, ночь.)

Учитель

Первый зимний месяц, декабрь, называют в народе хмурень. Солнце редко светит, ночи темные да длинные.

Старик-годовик:

Пришла к нам в гости Зимушка-зима. Встречайте ее, ребята!

Ученик:

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легка волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Зима (подготовленная ученица):

Знаю я, что вы любите кататься на лыжах и коньках, играть в снежки и лепить снежную бабу. Вот говорят, что я лютая, су­ровая... А как меня еще называют? (Волшебница, проказница, красавица.)

Ученик:

Что за радость, когда снега вокруг — не пройти, мороз — не вздохнуть, метель — не устоять. Дети:

Подумаешь, на окнах ледяные узоры! Зато на ветках пуши­стый иней. На сугробах снежинки-звездочки. Голубые тропин­ки-дорожки манят на речку, в поля, тихий лес. Пойдешь — и глаза белками разбегаются, ноги зайчиками поскачут, а серд­це дятлом забарабанит от радости.

Зима:

Зима пришла,

В сани коней запрягла,

В путь-дорожку вывела,

Лед на реке вымела,

С берегом связала,

К земле приковала,

Малых ребят,

Красных девчат,

На санки усадила,

С горы покатила.

Веселой ребятне и мороз нипочем. Они песни про меня поют и стихи рассказывают. Старик-годовик:

Садись, Зимушка-зима, красавица, на свой трон, послушай песни и стихи! Будь на нашем празднике гостьей дорогой! Песня о зиме (исполняют подготовленные учащиеся):

Замерзали все болота и ручьи, Застывали быстры реки широки, Выпадали белы снеги глубоки, Засыпали все дороги, все пути.

Ученик:

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой.

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки-самокаточки,

Да с горы-то — ух!

В снег пушистый — бух!

Учитель

Старик-годовик приберег для вас загадки, которые давным-давно сочинил русский народ. Старик-годовик:

Сам Самсон мост мостил

Без топора, без клиньев

И без тесанья.

(Мороз.)

Зима:

Я тоже ребятам загадку загадаю:

Днем стекло разбито,

А ночью вставлено:

(Лед в луже.)

Белый Тихон с неба с пихан,

Где пробегает — ковром устилает.

(Снег.)

Шуба нова, на подоле дыра.

(Прорубь.)

Зима:

Молодцы, ребята! Ваши ответы я записываю на снегу!

Старик-годовик:

Ребята, какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рож­дество Христово, Крещение.) На какой праздник колядки по­ют? (На святки)

Учитель

Спойте колядки.

Дети:

Коляда, коляда отворяй-ка ворота! Пришла колядка накануне Рождества. С пышками, с лепешками, Со свиными ножками. Коляда, коляда, подай пирога! Подавай, не ломай, а по целому давай. Кто не даст пирога — Уведем корову за рога!

Учитель

Почему в народе говорят «январь на порог — прибыло дня на куриный скок», «В феврале зима с весной встречаются». (В январе день прибыл на непродолжительное время, февраль — последний месяц зимы.)

Учитель

Ребята, а кто выучил стихи о зиме?

Дети читают стихи о зиме.

Учитель

Отгадайте-ка, ребята, еще одну загадку.

Летит — молчит, лежит — молчит,

Когда умрет — тогда заревет. Что это?

(Снег.)

Учитель

А знаете ли вы, отчего снег молчит? Не знаете?

Тогда слушайте сказку Э. Шима «Снег и Кисличка». И не забудьте: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»...

Учитель читает сказку «Снег и Кисличка». Учитель

Хороша ли сказка? Чем хороша, ведь снег умер, растаял? А может, лучше бы Кисличка погибла? О ком думал сказочник, когда писал эту сказку?

Ответы детей.

Итоги урока

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru