Цель - познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта», учить исследовать рельеф местности на примере оврага, тренировать в ориентировании с помощью компаса и местных признаков.

Чтобы подготовить детей к изучению любой незнакомой местности во время путе­шествий, необходимо научить их ориентироваться, т. е. определять стороны горизонта на местности, в каком направлении от наблюдателя расположены предметы на местности, в каком направлении от предметов находится наблюдатель. Одним из способов ориентирова­ния, которым должны овладеть юные путешественники, является ориентирование по ком­пасу. Упражнение «По сторонам горизонта» способствует формированию умения вычерчи­вать маршрут путешествия с использованием компаса. Детям выдается лист бумаги в клетку, на котором нанесен магнитный меридиан и обозначено место старта. Им дается задание начертить схему маршрута по легенде.

Другим необходимым умением при изучении незнакомой местности является умение читать план (уменьшенное изображение местности в определенном масштабе на бумаге при помощи условных знаков) или карту (уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности в определенном масштабе при помощи условных знаков). Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены настоящие расстояния на плане. При чтении плана (например, пришкольного участка) следует помнить следующие правила:

- Ознакомление с планом надо начинать с масштаба (можно воспользоваться само­дельной масштабной линейкой).

- Изучить условные знаки на плане, сравнив каждый значок на плане с предметами на местности.

- При помощи масштабной линейки измерить на плане величину предметов и рассто­яния, их разделяющие.

- На плане местности условились Север считать вверху, Юг - внизу, Запад - слева, Восток - справа.

Приобретя некоторые умения для изучения незнакомой местности, дети могут присту­пить к исследованию рельефа местности родного края. Рельеф земной поверхности - это совокупность ее неровностей. Прекрасным объектом для такого изучения может быть овраг.

Обследование оврага можно провести по следующему плану:

- Где расположен овраг?

- Каковы особенности окружающей местности? (Равнинная или холмистая? В каком направлении по сторонам горизонта расположен овраг?)

- Каковы особенности вершины оврага? (Как высок уступ у вершины оврага? Каким путем можно уменьшить размывающую деятельность текущих вод?)

- Пройти по дну оврага от его вершины до впадения в него боковых оврагов и опре­делить: основное направление оврага по компасу, как изменяется глубина и ширина оврага и характер склонов, из каких пород они сложены; как идет разрушение склонов, на каких участках они лучше сохранились и почему. В каких местах обнаружен выход подземных вод?

- Каков примерно возраст оврага (молодой, зрелый, стареющий), по общим признакам (глубина, ширина, характер склонов) и по быстроте роста оврага?

Комментарии делают знатоки почвы и полезных ископаемых, краеведы и штурман. Они могут также рассказать, что коричневый пласт глины, в котором дети находят малень­кие кусочки кремния и гранита, свидетельствует о том, что здесь много лет назад было лед­никовое озеро, а еще раньше - огромное море, о чем говорят песчаные отложения.

После экскурсии дети вычерчивают маршрут своей экскурсии, знатоки рассказывают, что они видели и делали на экскурсии.

 

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru