Цель - показать детям, как образуется почва, что она состоит из органических и неор­ганических компонентов, ее взаимосвязь с растениями и животными.

Материалы - комочки почвы, стакан с водой, спиртовка, обыкновенное стекло, увели­чительное стекло, саперные лопаты.

Почва - это верхний плодородный слой земли. Плодородие - главное свойство почвы. Для того, чтобы познакомить детей с составом почвы, можно проделать следующие опыты.

1. Если бросить комочек почвы в воду, то из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

2. Если нагреть немного свежей почвы на огне и подержать над нагретой почвой холод­ное стекло, то оно скоро станет влажным. Значит, в почве есть вода.

3. Если продолжать нагревать почву, то появится неприятный запах. Это горит пере­гной, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придает почве тем­ный цвет.

4. Если прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), поме­стить в стакан с водой, то после размешивания через некоторое время на дно стакана осядет песок, а сверху - глина.

5. Если профильтровать воду, в которой находилась почва, и поместить несколько капель на стекло, подержать стекло над огнем, то вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это - соли.

Таким образом, в состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, соли. В почве обитают также и живые существа: микробы, животные (черви, насекомые и др.).

Образование почвы. Под действием ветра, воды и растений, неравномерного нагрева­ния камни в природе разрушаются. На рыхлом слое, состоящем из песка, глины и мелких камешков растут некоторые неприхотливые растения. Из их остатков образуется перегной. Постепенно образуется почва. В ней селятся различные животные, которые повышают пло­дородие почвы.

Разрушение почвы. Чтобы образовался плодородный слой почвы толщиной в 1 см нужно 250-300 лет. А разрушить его очень легко. Там, где уничтожены растения, почву раз­мывает вода, выдувает ветер. За последние сто лет на Земле разрушена 1/4 часть всех пло­дородных почв. Науку о почвах создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Главная его книга - «Русский чернозем». Чернозем - самая плодородная почва.

Растения и животные тесно связаны с почвой. Корни растений дышат кислородом, который содержится в почве. Корни растений всасывают из почвы воду, в которой содер­жатся растворенные соли, без которых растения не могут жить.

Для животных почва является домом, для некоторых и столовой.

Растения укрепляют почву своими корнями, защищают от действия потоков воды и сильного ветра. Из остатков растений образуется перегной.

Животные, обитающие в почве (кроты, дождевые черви, жужелицы, щелкуны, пауки, личинки мух и жуков), делают в ней ходы, куда проникает воздух, измельчают почву, остатки растений. Микробы превращают перегной, который образуется из остатков растений и животных, в соли.

Найти в лесу или на лугу подходящее место. Разделить детей на группы по 4-5 человек и предложить им вырыть небольшие ямки, вывернув землю одним куском и положив его нижней частью вверх, и после исследования аккуратно вернуть на место.

При помощи увеличительного стекла рассмотреть обитателей почвы и сделать вывод на основе наблюдений. Педагог загадывает детям загадку и рассказывает о пользе червей:

«Он носит поясок, хотя без рук, без ног. В земле живет. Когда ползет, рыхлит ее и удобряет. Так плодородье повышает».

Дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они их измельчают вместе с почвой, извлекая из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишеч­ника обогащенную слизистыми выделениями не переваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.

Под землей живут кроты. Круглый год эти слепые землекопы роются в почве, выиски­вая всякую живность: насекомых, их личинок, дождевых червей. Педагог предлагает детям обратить внимание на кучки земли - кротовины, которые говорят о присутствии крота на лугу.

После прогулки можно предложить детям нарисовать обитателей почвы.

Сеть питания

Материалы: карточки с изображением растений, растительноядных животных, плото­ядных животных и организмов-разлагателей, клубок веревки, несколько отрезков веревки (5 м длины).

Все играющие делятся на 5 групп в соответствии с видами живых существ. Каждая группа, получив карточки, составляет цепь питания, держа в руках отрезок веревки (один конец - у растения, другой - у организма-разлагателя, растительноядные и плотоядные животные держатся за веревку между ними). Затем все дети становятся в круг. Какое-нибудь «растение» берет конец веревки и передает клубок «растительноядному». «Растительнояд­ное» передает клубок «плотоядному», «плотоядное» - «организму-разлагателю», а «организм-разлагатель» - «растению» - и так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех игроков. Все играющие держатся за веревку. Педагог предлагает всем растениям отпу­стить веревку (все растения погибли), цепь разрушилась. Можно обсудить с детьми, что произойдет с остальными членами сообщества. А что будет, если организмы-разлагатели погибнут и т. д.

Затем в календарях природы дети делают схему взаимоотношений растений и живот­ных луга.

Схема взаимоотношений растений и животных на лугу.

пища, кислород, жилище, укрытие, лекарства

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru