Цели:

познакомиться с природой России, с крупнейшими равнинами и низменностями, горными системами, омывающими морями.

развивать наглядно-образное мышление

воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

Учащиеся усовершенствуют навыки работы с картой, умения классифицировать, анализировать, планировать совместную деятельность при работе в парах.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Решите кроссворд (проверка домашнего задания).

 


 

Небесное горячее, самосветящееся тело. (Звезда)

Звезда, вокруг которого вращается Земля. (Солнце)

Небесное холодное тело, вращающееся вокруг звезды. (Планета)

4 планета Солнечной системы. (Марс)

Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности. (Полярная)

Естественный спутник Земли. (Луна)

Пространство, окружающее Землю, Солнце, планеты. (Космос)

Планета, названная в честь бога торговли. (Меркурий)

Вопрос: Чем занимается наука астрономия?

3. Актуализация знаний. (Слайд №2)

- Отгадайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта)

- Сегодня на уроке отправимся в путешествие по карте России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны.

Блицопрос об условных знаках географической карты. (По итогам слайд №3)

Учащиеся используют сигнальные карточки – если верное высказывание – зелёная, если неверное – красная.

Параллели проходят по направлению запад-восток (+)

Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом (-)

Зелёным цветом отмечены низменности (+)

Меридианы проходят по направлению запад-восток (-)

Жёлтым цветом отмечены горы (-)

Коричневым цветом отмечены возвышенности (-)

Города обозначены кружком (+)

4. Изучение нового материала. (слайд №4)

- Что может рассказать физическая карта о природе России?

- Рассмотри физическую карту, назови страны, граничащие с Россией.

- Рассмотри рельеф территории России. Назови самые крупные равнины.

- Назови горные системы. Составь с помощью физической карты на форзаце учебника таблицу самых высоких вершин России.

 

Название гор

Название вершины

Высота

Алтай

Кавказские горы

Уральские горы

Г. Белуха

Г. Эльбрус

Г. Народная

4506 м.

5642 м.

1895 м.

Работа с иллюстрациями учебника стр. 77.

Водоёмы России:

Моря, омывающие Россию

Работа в парах по карточкам: (смотри приложение)

Задание: распредели моря соответственно океанам

Японское море, Балтийское море, море Лаптевых, Чукотское море, Берингово море, Карское море, Баренцово море, Восточно-Сибирское море, Черное море, Охотское море.

Атлантический океан

Северно-Ледовитый океан

Тихий океан

 

 

 

Озёра России:

- Покажите на физической карте России самые крупные озёра (Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра).

Рассказ учителя об этих озёрах. (Слайд №6)

Реки России:

- Послушайте стихотворения.

***

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
(М.Ю.Лермонтов)

***

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
(Ф.Тютчев)

- О каких реках говорится в стихотворениях? (о горной и равнинной реках)

Далее учащиеся самостоятельно выполняют в рабочих тетрадях задания №7 стр. 33. (разгадывают кроссворд о реках России).

Фронтальная проверка этого задания: 1. Нева, 2. Печора, 3. Лена, 4. Ангара, 5. Амур, ключевое слово – Волга (исток Волги – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море).

В ходе фронтальной проверки учащиеся показывают данные реки на карте России.

5. Работа с контурной картой (в рабочей тетради)

- Найдите на физической карте России и нанесите на контурную карту:

А) местоположение родного города

Б) географические объекты, перечисленные в тексте учебника (стр. 77-79)

В) озёра, фотографии которых помещены в учебники (стр. 78).

6. Рефлексия.

Попробуйте оценить свои достижения на уроке.

7. Итог урока.

- Что может рассказать физическая карта о природе России?

- Назовите реки нашей страны.

- Где находятся самые высокие горы России?

- Назовите самые крупные равнины.

8. Домашнее задание.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru