Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления о почве, её образовании и составе.

Задачи:

сформировать представление о почве, её образовании и составе;

продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами;

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Формируемые УУД:

Оборудование: презентация, почва, вода, стекло, спички, пробирки, карточки.

Литература:

учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова

тетрадь рабочая по окружающему миру О.Т. Поглазова

Технологическая карта урока:

1. Организационный момент:

2. Мотивация

Итак, начинаем наш урок.

Внимание: чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём лежит? Для этого отгадайте загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я всё терплю и всем добром плачу.

Молодцы, это земля.

Посмотрите внимательно на слайд . Почему одно и тоже слово написано по-разному: с маленькой буквы и с большой? (Земля-планета и земля, по которой мы ходим, на которой растут растения)

А ещё у земли, по которой мы ходим есть научное название. Послушайте внимательно рассказ.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, и так далее, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Как называется эта чудесная кладовая?( почва)

- Какова тема урока, о чём будем говорить на уроке?

- Чтобы вы хотели узнать о почве? Подумайте и задайте вопросы.

Что такое почва?

Как образуется почва?

Где образуется почва?

Где на Земле нет почвы?

Из чего состоит почва?

Что растения получают из почвы?

Почему почвы разрушаются?

Везде ли почвы одинаковые?

Чего боится почва?

Почва - это живое?

Зачем человеку нужны знания о почве?

- Некоторые вопросы записаны другим цветом, это главные вопросы, на которые мы ответим.

- А что нам поможет найти ответы на эти вопросы?(учебники, словари, интернет, можно спросить у взрослых)

3. Открытие новых знаний.

Мы говорим почва. А что же такое почва? Обсудите в группе и выскажите свои предположения.( после обсуждения высказывают предположения)

- Давайте проверим верны ли наши суждения. Для этого откройте учебники на с.111 и прочитайте что же такое почва. А подойдёт ко мне и прочитает в словаре.( чтение)

- На первый вопрос мы ответили? Молодцы. Давайте ещё раз скажем

что же такое почва? (слайд, чтение хором)

Б) А теперь нам предстоит ответить на 2 вопрос: как почва образуется?

Послушайте внимательно стихотворение в исполнении ребят. А теперь посмотрите на схему.

- Какие предметы окружающего мира участвуют в образовании почвы? (солнце, ветер, дождь, лишайники)

- Что делает солнце? (печёт)

- Что делает ветер? (бьёт)

- Что делает вода? (прибавляет трещин)

- А что делает лишайник? (селится)

Вывод.

Физминутка.

В) На второй вопрос ответили? Продолжим. Из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос мы будем учёными-исследователями.

- Кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют, наблюдают, делают выводы)

- А чтобы у нас всё получилось вы мы должны соблюдать следующие правила.

1. Внимательно читать инструкции.

2. Быть наблюдательными.

3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

4. Уметь договариваться, соблюдать правила общения.

5. По наблюдениям сделать выводы.

На столах инструкции и необходимое оборудование.

1 группа. Мы положили в стакан с водой почву и увидели пузырьки, мы думаем, что это воздух.

2 группа. Мы положили в стакан с водой почву, размешали, дали раствору отстояться и увидели на дне стакана песок.

- Почему вода стала мутной? (глина)

3 группа. Мы положили почву на салфетку и сильно её сжали, салфетка стала мокрой, в почве есть вода.

Вывод. Что входит в состав почвы?

А теперь я буду исследователем и я тоже проведу опыты.

Опыт.

Как вы думаете, что это?

Вывод: Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются под действием микробов. Которые живут в почве.

Опыт.

- Что почувствовали?

- Как вы думаете почему появился запах? (это остатки растений и животных)

Прочитайте 2 абзац на с.111 и скажите как учёные называют остатки растений и животных? (гумус или перегной)

- Что ещё узнали, прочитав этот абзац? (1 см почвы образуется за триста лет)

- Да ребята, чтобы образовался 1 см почвы должно пройти 300 лет, представляете как много.

Вывод: что же входит в состав почвы?

4. Итог.

На все вопросы мы с вами ответили, а теперь подведём итог урока.

- Возьмите листочек и ручку. Если вы согласны с моим утверждением, ставите плюс. Если не согласны – минус.

1) Почва - это верхний плодородный слой земли?

2) Участвует ли в образовании почвы человек?

3) Входит ли в состав почвы вода?

4) Чтобы обнаружить в почве воздух. Надо промыть её под струёй воды?

5) Гумус - это перегнившие остатки растений и животных?

- У кого получился такой же рисунок как у меня?

- Молодцы. Вам пятёрки. Оценки.

5. Рефлексия.

Своей работой на уроке доволен или недоволен? (зелёный кружок - доволен, красный - недоволен)

Урок показался длинным, коротким?

Материал урока понятен, непонятен?

Моё настроение улучшилось, стало хуже?

Д.з. с.110-111, п.т. с.40 №43 заполнить схему, что входит в состав почвы.

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru