урок

 

Цели:

изучить правила поведения в природе;

познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;

обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; выработки элементарных эколого-этических норм;

воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.

Оборудование: таблицы "Цветы луга", 'Насекомые'', рисунки знаков, обозначающих правила поведения в лесу, плакат "Зеленая страница", рисунок экрана телевизора, шапочки с изображением цветов, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками. Сегодня на уроке продолжим знакомство с окружающим миром. Начнем с проверки знаний. О чем говорили на прошлом уроке?
Проведем графический диктант (на листочках). Вспомним условные обозначения:

   – да,

  – нет,

__  – не знаю.

Утверждения:

Туча – это темное облако.

Туча состоит из тяжелых капелек воды.

Ветер дует, потому что качаются деревья.

В радуге оранжевый цвет идет после синего.

Радуга состоит из пяти цветов.

Ветер – это движущийся воздух.

Эхо бывает только в горах.

У всех животных есть уши.

Звуки издают только живые существа.

Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капельки дождя.

Вызванные ученики выполняют задание на доске.

Проверка.

II. Объяснение нового материала.

1. Сообщение целей урока.

Учитель. Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Загадка. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

– Правильно, сегодня с Муравьишкой отправимся в лес, на луг. Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми. А Мудрая черепаха поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; очему в лесу надо соблюдать тишину?
Кроме того, обсудив в группах, мы должны принять решение, как об этом рассказать другим ребятам нашей школы.

Сценка.

Слышится шум. К доске выходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.

Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послушаем экстренное сообщение из леса.

Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – лесогуб.

Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.

Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.

Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?

Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.

Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.

2. Знакомство с цветами леса, луга.

Звучит фонограмма пения птиц, журчания ручья, жужжания насекомых.

Учитель: Мы в лесу. Ребята, что мы услышали в лесу? (Ответы детей)

– А что бы мы увидели, если оказались бы в лесу, на лугу? (Цветы, траву, насекомых)

– Идешь, бывало, в лес по знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы. Послушайте стихотворение, которое прочтет нам Илья.

Что растет?

На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

(Г.Лагздынь)

– Давай пройдемся медленно по лугу 
И скажем "здравствуй" каждому цветку...

– Ребята, к нам на урок пришли луговые цветы. Познакомимся с некоторыми из них и запомним их названия.

К доске выходят девочки в шапочках цветов и читают стихи.

Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Так, где травы и цветы.

Клевер:

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "пчелиной кашкою"
Называет наш народ.

Ромашка:

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!

Лютик:

Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветает доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Учитель: Рассмотрите эти цветы. (На доске рисунки всех перечисленных цветов и розы). Видели ли вы их в природе?
– Какой цветок лишний и почему?(Роза – лишний, так как это – садовое растение)
– Прочитайте стихотворение.

На доске:

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты. 
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...

(Т. Собакин)

– О чем просит поэт в своем стихотворении? ( Не рвать цветы)
– Почему не надо рвать цветы? (Исчезнут)
– В завершении разговора о цветах выполним задание Муравьишки Вопросика. Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение.

Б – 1
Р – 3
Г – 5 
В – 10 
Ы – 13 
Е – 2 
Е – 8

Ц – 9
Е – 4
И – 6
Т – 7
Е – 11
Т – 12
! – 14

(БЕРЕГИТЕ ЦВЕТЫ!)

3. Знакомство с бабочками.

Учитель: Отгадайте, о ком так говорят?

Загадка:

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка)

– Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.

Работа в тетради на печатной основе.

– Рассмотрите этих бабочек. Прочтем их названия.
– Как вы думаете, где на этом рисунке Голубянка? (Сидит на клевере)
– Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета).
– Кто догадался, где бабочка-Лимонница? (Около ромашки).
– Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон).
– Какая бабочка осталась? (Пестрянка).
– Почему ее так назвали? (Пестрянка – пестрая)
– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я думаю, дома вы безошибочно их раскрасите.

4. Проблемная ситуация.

– Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Ребята, почему бабочки и цветы всегда рядом? Послушайте стихотворение Н. Грибачева и ответьте: кто кому оказывает большую услугу?

Ученик:

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

Учитель: Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
– Кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)

III. Физминутка.

Мы по лугу прогулялись 
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

IV. Работа по учебнику.

– Открыли учебник.

а) Рассмотрим верхний рисунок – это луг. Представьте себе, что на луг пришли дети. (Рисунок ниже). Для дальнейшей работы разделимся на две группы. Каждая группа должна составить рассказ по-своему рисунку (1 гр. – описывает рисунок слева, 2 гр. – рисунок справа.)

Примерные рассказы:

1) Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики.

2) Но вот на луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные – стали делать рисунки насекомых и цветов.

– Подумаем и словесно нарисуем, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.

Примерные рассказы:

1) Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.
2) Луг прежний.

б) Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
– Что произошло с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
– А что принесли другие ребята с луга? (Фотографии, рисунки)
– Стало ли что-то с цветами, бабочками? (Нет)
– Какой можно сделать вывод из всего сказанного? (В природе нужно соблюдать правила)
– Поговорим еще об одном из них?

 

 

в) Рассмотрите рисунок в учебнике. Почему лесовичок плачет? Правильно ли ведут себя дети в лесу? Чего они не знают? (Они не знают, как надо вести себя в лесу.) Смогут ли эти ребята узнать секреты природы? Почему?
– Вспомним слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":

"Хочешь услышать – стань... (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).

 


 

– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)

– Прочитайте текст в учебнике и попробуйте объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину?
– Рассмотрите знак. Дома придумайте свой и нарисуйте в тетради.

V. Работа в группах.

– Сегодня на уроке мы узнали много нового и важного. Хотелось ли вам поделиться этими знаниями с ребятами нашей школы? Подумайте, как можно это сделать? (Рассказать своим друзьям, составить и повесить в фойе школы обращение, чтобы все могли прочитать.)
– Прочитайте и обсудите в группах текст-обращение "Зеленая страница", который составили.
– Расскажите, что вы решили? (Ответственный от каждой группы рассказывает по одному абзацу текста.)
– Молодцы!

VI. Итог урока!

– Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке?(Любить природу и бережно к ней относиться.)

Ученик:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!

– Спасибо за активную работу.

Вручение благодарностей.

 

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 12 класса, обращаемся ко всем учащимся школы:

"Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)

Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!

Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.

" Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись." (Н.И.Сладков).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru