урок

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

называть полное имя нашей страны (Российская Федерация);

различать государственные символы России (герб, флаг, гимн);

отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран;

приводить примеры народов России;

объяснять, почему все народы России называют братскими;

называть свой домашний адрес с использованием сведений о федеративном устройстве страны.

Метапредметные результаты:

понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

извлекать из различных источников (дополнительная литература, Интернет) сведения на заданную тему;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать важность уважительного отношения к государственной символике, ко всем народам России и своего края.

 

Оборудование. У учителя — пособия УМК, которые будут использоваться во 2 классе; игрушки — Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха, Попугай, собака Рыжик (эти постоянные персонажи далее не будут указываться в перечне оборудования); глобус; демонстрационное изображение герба России, флаг России (или его изображение), музыкальная запись гимна Российской Федерации и устройство для её проигрывания. У учащихся — учебник, часть 1, рабочая тетрадь, часть 1 (в дальнейшем не будут указываться в перечне оборудования).

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок можно начать со знакомства с персонажами учебно-методического комплекта. Сначала учитель показывает куклы Муравья и Черепахи, просит назвать их и сообщает, что они будут помогать нам учиться и во 2 классе. Затем дети знакомятся с новыми персонажами, представленными на с. 3 рабочей тетради. Учитель рассказывает о героях, сообщая подробности, отражающие их характер, любимые занятия и т. д. Серёжа — ученик 2 класса, он любит фотографировать и почти везде бывает с фотоаппаратом. Надя — младшая сестра Серёжи, она учится в 1 классе. Надя любит ухаживать за комнатными растениями, разными птицами и зверьками. Папа Серёжи и Нади — художник, он часто иллюстрирует детские книги, особенно любит рисовать животных. Мама — учёный, она работает в ботаническом саду, где выращивает и изучает интересные растения. Знакомя детей с попугаем и собакой, учитель берёт в руки игрушки, изображающие этих персонажей, и говорит от их имени: «Я — Попугай, птица умная и сообразительная. И, между прочим, умею разговаривать»; «А я — Рыжик, но не гриб, а пёс. Больше всего на свете я люблю своих друзей: Серёжу, Надю, их маму, папу и весёлого Попугая».

Далее дети знакомятся с УМК для 2 класса, опираясь на материалы рабочей тетради (с. 4—5). Дополнительно учитель демонстрирует тетрадь «Проверим себя». Важно показать и уже знакомые детям книги: атлас-определитель «От земли до неба», «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», а также электронное приложение к учебнику. Пусть дети, опираясь на опыт работы в 1 классе, сами скажут о значении каждого из этих компонентов УМК в их учебной деятельности, а затем прочитают краткую информацию о пособиях в рабочей тетради.

Начать изучение первого раздела учебника следует с работы со шмуцтитулом. Учитель предлагает детям прочитать название раздела и его целевые установки. Учитель: «Ребята, скажите, что вы уже умеете (поскольку дети в 1 классе знакомились с государственной символикой и народами России, они, скорее всего, выделят первые две целевые установки). А как вы думаете, почему учебник предлагает нам продолжить знакомство с государственными символами и народами России?» Дети высказывают свои предположения, и учитель просит догадаться, какой будет тема первого урока раздела «Где мы живём».

Далее учитель предлагает открыть учебник на развороте «Родная страна» (с. 4—5) и проверить, правильно ли дети определили тему урока. Учитель обращает внимание на изображение Муравьишки и просит вспомнить, что оно обозначает (рубрику «Что узнаем, чему научимся»). По тексту учебника дети знакомятся с целевыми установками урока. Учитель: «Итак, сегодня на уроке мы узнаем полное имя нашей страны, будем учиться уважительному отношению к государственным символам России и подумаем, почему все народы России называют братскими».

Актуализация знаний и умений. Учитель: «Чтобы решить эти задачи, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем по теме урока. Сделать это нам помогут задание и вопросы в учебнике (с. 4)». Звучат ответы детей. Учитель записывает на доске название страны («Россия»), названия народов, которые произносят дети.

Освоение нового содержания и его применение. Первую из поставленных задач можно решить с помощью учебника. Анализируя текст учебника, дети узнают полное имя нашей страны, выясняют значение слова «федерация», учатся перечислять субъекты федерации — части единой большой страны, а также называют ту часть России (субъект федерации), где живут сами. Учитель записывает на доске полное имя нашей страны и название своего региона. На этом этапе урока используется глобус, знакомый детям с 1 класса. Пусть учащиеся научатся показывать Россию на глобусе. Далее дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 6, № 1) и коллективно проверяют работу. Если кто-то забыл свой домашний адрес, учитель предлагает записать его дома с помощью взрослых.

Следующая часть урока посвящена государственной символике России. Дети уже знакомились с ней в 1 классе, поэтому работа строится с применением их знаний.

Сначала можно выполнить задание в рабочей тетради. Среди изображённых гербов дети находят герб России и закрашивают возле него кружок. Чтобы проверить правильность решения, учитель предлагает посмотреть герб на с. 4 учебника. Особенно подробно следует сравнить детали очень похожих гербов России и Черногории (герб Черногории на рисунке в левом верхнем углу). Затем на доске вывешивается демонстрационное изображение герба России, и кто-либо из учеников устно его описывает. Учитель может дополнить ответ, сообщив основные сведения о гербе (они не должны быть очень подробными, так как изучение государственной символики России будет продолжено в последующих классах).

Задание № 2 имеет дополнение со знаком восклицания. Пусть дети посмотрят в «Условных обозначениях», что этим знаком отмечены задания повышенной сложности. Следует организовать поиск в свободном информационном пространстве (дополнительная литература, Интернет). Исходя из имеющихся условий, эту работу можно провести индивидуально, в парах или группах. Пусть дети (пары, группы) определят по одному гербу, а затем коллективно обобщат результаты поиска. (К сведению учителя. Последовательность гербов на рисунке следующая: Черногория, Россия, Египет, Чили, Австралия.)

Далее, отталкиваясь от вопросов в учебнике следует познакомить учащихся с гербами своей республики (края, области) и своего города. Для поиска соответствующей информации можно предложить детям использовать краеведческую литературу.

После этого выполняется задание в рабочей тетради, посвящённое государственному флагу. (При работе с Приложением дети вспоминают знак «скрепка», обозначающий раздел «Приложение».) После завершения этой работы учитель демонстрирует флаг России и просит кого-либо из учащихся устно описать его. Учитель может дополнить ответ ученика, сообщив важные сведения о флаге России.

Далее учащиеся прослушивают запись гимна Российской Федерации (при этом все встают), а затем читают его текст в учебнике. Учитель просит рассмотреть фотографии на с. 5 учебника и найти в тексте гимна строки, которым эти фотографии соответствуют:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

После этого дети стоя поют гимн России, пользуясь текстом в учебнике.

Закончить знакомство с государственными символами России можно вопросом об их значении для каждого из нас. Пусть дети свободно выскажутся, а затем найдут в учебнике предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос. Учитель: «Как же мы проявляем уважительное отношение к государственным символам России?» (Различаем и узнаём их, стараемся больше о них узнать и можем рассказать, учимся исполнять гимн, встаём при его прослушивании и исполнении.)

Затем можно перейти к знакомству с народами России. Работа проводится учебнику. В тексте учебника следует обратить внимание на слова «Россия — многонациональная страна»; пусть дети объяснят, как они их понимают. Очень важно подчеркнуть наличие у каждого народа своего родного языка и объединяющую роль русского языка как государственного. Важный вопрос для обсуждения на этом этапе урока: почему все народы России называют братскими? Часть времени следует отвести на знакомство с народами своего края. Выполняется задание в учебнике (с. ..., внизу) и в рабочей тетради (с. ..., № 4). В тетради учащиеся записывают названия народов, представители которых населяют их край.

Выводы и обобщения. Учитель обращает внимание на изображение черепахи на с. ... учебника, просит вспомнить, что оно обозначает (рубрику «Сделаем вывод»). Затем учитель предлагает обобщить изученное на уроке и сравнить свои выводы с выводом в учебнике.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. ... учебника.

Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать текст гимна России; желающие могут выучить текст гимна наизусть. В рабочей тетради: закончить задание № 1 (если не написали в классе); задание № 5 (это задание следует подробно объяснить детям, так как оно относится к заданиям повышенной сложности и выполняется с помощью взрослых). Принести на следующий урок цветные фишки (красные и жёлтые).

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru