урок

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

рассказывать о своём городе (селе) по плану;

сравнивать городской и сельский дома;

рассказывать о своём доме по плану.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

анализировать иллюстрации с целью выявления признаков объектов;

классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;

использовать знаково-символические средства (цветные фишки) при работе с учебником;

пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира;

взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

осуществлять контроль и коррекцию;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению проекта;

собирать информацию с помощью краеведческой литературе или интервьюирования;

взаимодействовать со взрослыми при выполнении проектной работы;

оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

оценить свои достижения в реализации проекта.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к родному городу (селу), своему дому как материальным и духовным ценностям.

Оборудование. У учителя — материалы краеведческого характера (фотографии, книги, открыт­ки и т. д.); демонстрационные фишки (красные и жёлтые). У учащихся — фишки для работы в учебнике (красные и желтые).

Предварительная работа. До урока проводится эк­скурсия по родному городу (селу) для знакомства с основными достопримечательностями, с особенностями городской (сель­ской) жизни.

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с обсуждения задания № 5 в рабочей тетради. Пусть дети зачитают свои описания, продемонстрируют рисунки и фотографии, расскажут о том, как выполняли задание, какими источниками информации пользовались. Учитель хвалит детей, отмечает особенно содержательные работы.

Затем учитель говорит, что представители народов, о которых рассказали дети, живут в городах и сёлах родного края. Учитель предлагает поделиться впечатлениями об увиденном на экскурсии по своему городу (селу), сказать о том, что было особенно интересным. Далее дети открывают учебник на с. ... , читают название темы сегодняшнего урока и по материалам рубрики «Что узнаем, чему научимся» знакомятся с его целевыми установками.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает учащимся по заданию учебника (с. ... ) вспомнить и рассказать, что они знают о своём городе (селе). Пусть дети свободно выскажутся не только о том, что узнали на экскурсии, но и о том, что знали раньше, слышали от взрослых и т. д. При этом не следует добиваться систематизированных рассказов, поскольку это задача следующего этапа урока. Кроме того, учитель просит городских детей назвать известные им сёла родного края, а сельских детей — города своего края (районный центр, другие известные учащимся города).

Освоение нового содержания и его применение. Далее учи­тель спрашивает: «Как вы думаете, что такое город? Что такое село? Чем они различаются?» Дети высказывают свои предположения. Учитель просит сравнить фотографии в учебнике (с. 8), ответить на предложенные вопросы. На основе анализа фотографий дети называют характерные особенности города и села. Ответы учащихся сопоставляют­ся с текстом учебника (с. ...), который дети могут прочи­тать вслух.

Полученные знания применяются при выполнении задания № 1 на с. ... учебника с ис­пользованием цветных фишек. Дети работают сначала самостоятельно, затем в парах осуществляют взаимную проверку и коррекцию (если выявлены ошибки). Окончательная проверка проводится коллективно. Для этого на доске вычерчивается схема расположения фотографий в учебнике; вызванные ученики размещают в её ячейках демонстрационные фишки (красные и жёлтые), а остальные учащиеся сверяют со своей работой. Дополнительно учитель просит учеников объяснить своё решение: по­чему они уверены, что на одних фотографиях изображён город, а на других — село.

Следующая часть урока посвящена более подробному знакомству со своим го­родом (селом). Здесь целесообразен рассказ учителя с элемен­тами беседы. Учитель демонстрирует фотографии и другие материалы краеведческого характера. По ходу рассказа или после его завершения учащиеся фиксируют основные сведения о своём городе, селе в рабочих тетрадях (с. ..., № 1).

Полученные сведения используются при выполнении задания № 2 на с. 9 учебника. Для усиления мотивации учитель предлагает представить, что Серёжа и Надя вместе с Попугаем и Рыжиком приехали к нам в гости. Давайте расскажем им о нашем городе (селе). Кто-либо из учеников рассказывает, ис­пользуя план в учебнике, другие дополняют.

После этого выполняются задания на с. ... — ...  учебника. Дети сравнивают по рисункам городской и сельский до­ма, рассказывают о домах, в которых живут сами, по предложенному в учебнике плану. Выполняется задание в рабочей тетради (с. ..., № 2).

На следующем этапе урока осуществляется подготовка к работе над проектом «Родной город (село)». Дети знакомятся с материалами учебника на с. ... —... . Учащиеся анализируют фотографии и текст, посвящённый Москве — родному городу Серёжи и Нади. На основе этих материалов ребятам предстоит подготовить фоторассказ о своём городе (селе). Учащиеся читают задания на с. ...  и обсуждают их. По результатам обсуждения принимаются решения о форме представления материала, способах и сроках работы, распределении обязанностей.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока дети говорят, что нового они узнали и чему научились. Делается краткий вывод по уроку, который сопоставляется с выводом в учебнике (с. ...).

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с. ... учебника.

Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать информационный текст на с. ... . В рабочей тетради: задание № 3. (Это задание следует подробно объяснить детям, так как оно предполагает достаточно сложные виды деятельности: интервьюирование взрослых, поиск фотографий в семейном альбоме, сочинение и запись рассказа и др. В качестве примера для подготовки к этой работе следует на уроке выполнить задание № 4 в рабочей тетради: рассмотреть фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем, сравнить их и придумать рассказ по этим фотографиям.) Принести на следующий урок цветные фишки (зелёные и жёлтые).

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru