урок

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;

иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Метапредметные результаты:

сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

Личностные результаты:

понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры;

понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;

осознавать необходимость уважать чужие традиции.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; разнообразные календари, в т. ч. отрывной календарь с коробками для хранения оторванных листков; магнитофон, запись музыки, связанной с православной, мусульманской, иудейской культурными традициями.

Ход урока

Целеполагание. В начале урока учитель сообщает: «Сегодня волшебный клубочек зовет нас в страну великанов» и читает отрывок из стихотворения Петера Хакса «Долгий день великанов» (перевод с нем. Ю. Коринца):

 

Зимой, когда великаны

Громко во сне храпят,

С их губ срываются тучи — 

Тогда идет снегопад.

 

В марте они просыпаются,

Надевают очки в постели,

Потом одеваются медленно

И завтракают в апреле.

 

Потом идут прогуляться

В Японию или в Китай.

Встречаясь, важно здороваются.

Так протекает май.

 

В июне они съедают

Фаршированного быка.

С июля по самый сентябрь

Опять дают храпака.

 

В сентябре возле кассы цирка

Вытряхивают карман:

Там пляшет для них за деньги

Самый маленький великан.

 

..................................................

 

Вот так живут великаны

Девять тысяч лет.

Живут немножко медлительно,

В этом сомненья нет.

 

Читая стихотворение, учитель перелистывает настенный календарь.

Учитель: «Получается, что пока у великанов проходит день, у нас проходит … . (Дети дополняют учителя: год.) Давайте-ка скорее возвращаться назад. А то погостим деньков пять, а у нас-то пройдет… Сколько лет пройдет? В какой класс вам придется тогда ходить? (В седьмой.)

Стражи этой страны не хотят выпустить нас, пока мы не ответим на их вопросы: «Какой прибор служит для измерения времени? Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году?» (Дети отвечают на вопросы.)

Аналитический этап. Ребята, из страны великанов мы вернулись с подарком. (Учитель показывает детям календарь.) Как называется эта чудесная вещь, в которой собраны все дни года, хранитель времени в течение года? Для чего служит календарь? Какие бывают календари? Есть ли у вас дома календари? Как они выглядят? На одном из уроков мы говорили, что время бывает прошлым, настоящим и будущим. Какое время живет, хранится в календаре?» Учитель показывает ученикам, как можно, пользуясь календарем, заглянуть в прошлое или будущее. Определяет по календарю, на какой день недели приходятся воображаемые дни рождения кукол-помощников.

Затем учитель предлагает детям заглянуть в историю календарей. Читает текст на с. 36 учебника. Учащиеся рассматривают приготовленные образцы календарей и обсуждают, какими из них удобнее пользоваться.

Учитель показывает детям отрывной календарь, который с этого дня будет висеть в классе. Календарь открыт на листке актуальной даты. Предварительно оторванные учителем листки предыдущих дней года разложены в коробке по ячейкам с названиями месяцев. В этой же коробке оставлены ячейки для листков календаря будущих месяцев. В другой коробке предусмотрены ячейки для раскладывания отрывных листков по неделям. По завершении месяца листки его дней складываются в стопку и укладываются в коробку месяцев. В конце месяца можно узнать, сколько в нем было полных недель, сколько дополнительных дней. Учитель предлагает отмечать на оторванных листках самые важные, запомнившиеся события из жизни класса. На праздновании нового года можно будет вернуться к прошедшим дням, вновь их «перелистать».

Тренировочные упражнения. Для закрепления материала дети выполняют задание № 4 на с. 27 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, какой праздник настанет, когда мы оторвем последний листок календаря и положим его в нашу чудесную шкатулку? Какое это будет время года? Какой месяц? Всегда ли Новый год бывает зимой в один и тот же день? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем в учебник. Но сначала вспомним, чем отличаются друг от друга народы, живущие в нашей стране». Учитель читает текст на с. 37 учебника, представляет православный, еврейский, мусульманский календари, сосредоточивая внимание детей на датах нового года, различающихся в этих календарях. Подкрепляет свой рассказ показом называемых дат в календаре, изображениями людей в национальных костюмах, звучанием музыки разных культурных традиций, связанных с разными вероисповеданиями — православным, иудейским, мусульманским. Затем учитель дает задание детям познакомиться на с. 122 учебника (на «Страничках Умного Совенка») с материалом об особенностях лунного календаря, благодаря чему мусульманские праздники передвигаются из года в год по календарному кругу.

Продолжая урок, учитель говорит: «В начале урока мы побывали в волшебной, придуманной стране. А сейчас волшебный клубочек зовет нас в путешествие, чтобы побывать на добром празднике Ураза-байрам, который празднуют мусульмане нашей страны. Но перед тем как волшебный клубочек поведет нас за собой, давайте попросим наших кукольных помощников вспомнить правила поведения в гостях».

Тренировочные упражнения. Учитель помогает детям выделить те правила, которые говорят об уважении к чужим традициям. Если есть возможность, показывает детям кукол в национальных костюмах одного из народов России, культура которого связана с мусульманской традицией. Включает запись подходящей мелодии, сначала громко, затем переводит на фоновое звучание и читает текст на с. 38—39 учебника. Спрашивает, чем похож праздник Ураза-байрам на те, которые знакомы детям, а чем отличается от них.

Выводы и обобщения. В заключение учитель предлагает детям сначала попробовать самостоятельно сделать выводы урока, а затем зачитывает выводы в учебнике на с. 39.

Региональный компонент. Расскажите вкратце, но ярко об осенних праздниках народов своего края, прошедших в сентябре и предстоящих в октябре и ноябре текущего года. Подготовьте для класса календарь, в котором будут отмечены важные конкретно для этого коллектива и региона даты. Дни в календаре могут быть выделены с помощью наклеенных бумажных ставен. Снаружи на ставнях можно подписать дату и событие. Когда ставни раскрываются, за ними оказывается фотография ребенка, отмечающего день рождения, или тематическая картинка.

Физкультминутки. Учащиеся пантомимой сопровождают чтение учителем отрывка из стихотворения П. Хакса «Долгий день великанов».

Игра «Живой календарь». Учитель дает каждому из детей название одного из месяцев или дней недели. При произнесении игрового имени его обладатели должны сесть на корточки, пока не сядут все ребята. Затем дети встают по тем же правилам.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 36—39 учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 26—27 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задания № 1, № 2 и № 3 на с. 26—27 рабочей тетради. Отметьте вместе с ним в своем ежедневнике дни рождения всех членов семьи.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru