урок

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

узнавать образы природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Метапредметные результаты:

читать схему изготовления игрушки;

систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;

узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Личностные результаты:

понимать красоту произведений народного творчества;

осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Оборудование. У учителя — кассеты с записью народной песни, магнитофон; предметы традиционного быта народов своего края; изображения животных (конь, петух, лев); пейзаж с солнцем на голубом небе, с деревом в инее. У учащихся — сухая трава, солома или мочало, нитки, ножницы.

Предварительная работа. Первый вариант — организуйте для учеников посещение краеведческого музея (экспозиция традиционного быта, народных промыслов). Второй вариант — если в самой школе есть музей народного быта, договоритесь с его руководителем об экскурсии. Третий вариант — проведите урок-экскурсию в краеведческий или школьный музей с последующим закреплением пройденного материала по рабочей тетради (с. 12—13).

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Урок можно начать с краткого повторения в форме ответов на вопрос учителя: «О каких предметах культуры и при родных материалах вы узнали на предыдущих занятиях?»

Для закрепления материала в рабочей тетради выполняются задания № 1 и № 2 (с. 12).

Целеполагание. Далее предложите детям поделиться впечатлениями от экскурсии в музей и рассказать, какие образы природы они увидели в изделиях из ткани, прялках, старинной посуде, домашней утвари, традиционных игрушках.

Аналитический этап. Затем откройте учебник на с. 14—15 и рассмотрите с учащимися изображения изделий народного творчества. Дети должны описать, как выглядят образы природы на них. Что бы увидеть, как мастер преображает небо, солнце, растения, петуха, коня, льва, сравните их с реалистическими изображениями или фотографиями. Если дети затрудняются это сделать, помогите им. Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды зимней природы. Она создает орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме, с летними цвета ми и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле. Конь из глины имеет свой характер, словно настоящий, но мастер украсил его красными кругами с крестом — знаками огня. Это конь не простой, а солнечный, он несет собой свет на весь белый свет. А на полотенце выткан сказочный конь-птица, на двух птичьих ножках, с крыльями, хвост веером, словно цветущие ветви. Сказочно выглядит и лев, которого мастер вырезал на белом камне. Он улыбается, хвост процвел цветочным бутоном с пышными листьями. Петушок на липовой доске вырезан очень искус но. И хотя он не раскрашен, кажется, что сверкает много цветной радугой. Орнамент на деревянной прялке похож на голубое небо с сияющим добрым солнцем, словно картинка к народному присловью:

Льет солнышко свет            На старого, бывалого

На весь Божий свет:            Да на Ванюшку малого!

Тренировочные упражнения. Далее выполняется задание № 3 в рабочей тетради (с.13). Дети рассматривают схему изготовления кукол и делают их сами (куклу девочки или мальчика). Если куклы будут сделаны из упругой соломы или сухой травы, их можно соединить в пары, поставить на ровную поверхность стола и ритмично постучать кулачками в такт плясовой музыке: куклы весело спляшут для ребят.

Региональный компонент. Продолжение урока по первому, второму и третьему вариантам можно выстроить, обратившись к произведениям устно-поэтического, песенного, изобразительно-прикладного искусства народов своего края, в том числе — к национальному детскому фольклору.

Физкультминутки могут быть проведены в сопровождении народной музыки, в ритме детской считалки. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним.

Физкультминутки можно провести и со считалкой. Дети подпрыгивают попеременно то на одной, то на другой ноге и хором скандируют считалку:

— Ты куколка, я куколка,                Петуховы дети

Что ты долго не была?                    Ехали в карете.

— Побоялась петуха;                      Стук, гром — cтекла вон.

На последней фразе («стекла вон») дети хлопают в ладоши над головой. 

 

Рекомендации для занятий в семье. 

Посмотрите вместе с ребенком свежим взглядом на привычный домашний интерьер. Есть ли в нем предметы, в которых представлены образы природы? Обсудите с ребенком, из каких природных материалов выполнены предметы вашего домашнего обихода, как передал мастер в своей работе образы природы.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru