урок

Цели урока:

Познакомить учащихся с представлениями древних о форме, размеров, движении Земли. Показать, как менялись представления со временем.

Повторить опыты, которые были сделаны несколько веков назад.

Показать и объяснить потерю знаний о форме, размерах, движении Земли.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

II. Сообщение темы урока

На доске записана тема урока.

– Прочитайте тему сегодняшнего урока, что вы знаете по этой теме? (Ответы детей
– Где читали? 
– Откуда знаете? (Ответы детей)

III. Работа над темой урока

– Как же в древности люди представляли себе нашу Землю? (Ответы детей)
– В сохранившихся мифах и легендах древние представления о Земле дошли до нас.

Небольшой отрывок из славянского сказания о Земле читает ученик:

«...Знаешь ли ты, что держит Землю? Вода высокая. Что держит воду? Камень. Что держит камень? Четыре золотых кита. Что держит золотых китов? Река огненная. Что держит огонь? Дуб железный...».
Так представляли древние славяне себе Землю.
А вот так представляли себе Землю древние арабы (на доске рисунок 1). 
А вот так – индусы (на доске рисунок 2).

      

– А еще древние представляли Землю в виде сундука с крышкой. Вот такие необычные представления о Земле были у людей.
– Человек всегда, во все времена обращал свои взоры в космическое пространство.
– Что же он мог там увидеть? (Ответы детей).

– Всегда человеку хотелось разгадать загадки и разобраться в устройстве мира.
Так возникла одна из древних наук.
– Какая? (Астрономия)
На доске: "астрон" – звезда; "номос" – закон.
– Если бы мы с вами оказались в далеком прошлом, например, 25 веков назад, во времена математика Пифагора, то на уроке окружающего мира мы услышали бы следующее: (на доске слова – опора).

25 веков назад
математик Пифагор

(Учитель времен математика Пифагора – ученик одет в мантию ученого).

– Сегодня мы порассуждаем о форме и движении Земли. Среди известных вам объемных геометрических фигур: цилиндра (показывает), куба ''показывает), конуса (показывает), шара (показывает), – только шар –абсолютно симметричное тело, да к тому же наиболее простое. Все небесные тела должны иметь простую симметричную форму. Значит, все они – шары. Вид солнца и полной луны подтверждает этот вывод. Я думаю, ни у кого не возникает сомнения, что и Земля наша – тоже шар. Теперь о движении Земли. Вы уже успели заметить, что день сменяет ночь, а ночь сменяется ясным днем. Сезон дождей сменяется засухой, а затем все повторяется. Отсюда следует, что солнце обращается вокруг Земли за сутки, а вместе они за 365 дней обращаются вокруг некоторого невидимого центрального огня.
–  Подумайте, что истинно, а что ложно в этих рассуждениях (Ответ учащихся).
– Шли годы. Прошел целый век. 
– Сколько это лет?
– И на уроках окружающего мира 24 века назад во времена философа Аристотеля мы могли бы услышать и увидеть следующее... (на доске слова – опора).

24 века назад
философ Аристотель

 (Подготовленный ученик – учитель (плащ, шляпа) + демонстрация опыта).
– Сегодня на уроке мы подвергнем сомнению некоторые утверждения математика Пифагора. Конечно, стоит согласиться с его утверждением, что Земля – шар. Мы сможем сами убедиться в этом, проделав простые опыты с разными фигурами.
Возьмем объемные геометрические фигуры: цилиндр (показывает), конус (показывает), куб (показывает). Поместим их под солнечными лучами (наст, лампа). Рассмотрим, какую тень они отбрасывают. Поворачиваем фигуры по-разному и сравним каждый раз форму тени. А теперь возьмем более вкусные предметы: лепешку и апельсин.
Только апельсин, а это почти шар, отбрасывает круглую тень в любом положении. Многолетние наблюдения за затмениями луны, когда она заходит в область тени от Земли, показали, что форма этой тени всегда круглая. Следовательно, прав Пифагор: Земля действительно шар! Но вот согласиться, что Земля движется в пространстве, никак нельзя. Тогда мы не удержались бы на ее поверхности, да и воды морей расплескались бы в мировое пространство. Земля неподвижна. Она – центр Мира, а Солнце, Луна и небосвод со звездами вращаются вокруг нее.
– Что оказалось ошибочно в суждениях?
– Шли годы, прошел еще один век. И на уроках окружающего мира во времена ученого Эратосфена мы услышали и увидели бы следующее... (на доске слова – опора).

23 века назад
ученый Эратосфен.

 (Подготовленный ученик – учитель (в плаще, шапке) + демонстрация опыта). 
На сегодняшнем уроке мы узнаем, как измерили шарообразную Землю. Возьмем прутик и поставим его в разные места сначала на выровненном песке. Обратим внимание на длину тени. А теперь насыплем холмик из песка и поставим прутик в 2-х точках: на его вершине и на его склоне. Измерим образовавшие тени, сравним их. В первом случае все тени одинаковы, а во 2-м случае – тень разная, т.к. поверхность холмика шарообразная.
Зная, что Земля – шар, Эратосфен из Александрии догадался, как по длине тени измерить размер Земли. Он измерил длину тени от предмета в тот день, когда в городе Асуане предметы в полдень совсем не отбрасывали тени. Зная расстояние между Асуаном и Александрии, он по длине тени довольно точно рассчитал размер окружности Земли – около 40000 км.

Александрия

Асуан

– Этот древний опыт можно повторить с мячом и фигуркой человека (опыт проводится).
(Человечек из пластилина ставится под лампу,  измеряется длина тени. Человечек ставится на мяч, мяч поворачивается,  измеряется длина теней).
– В каком случае нет тени? (Там, где солнце прямо над головой или в зените).
– Но к сожалению, представление философов древней Греции о шарообразности Земли были постепенно забыты. И в учебнике географии спустя 2000 лет, а всего 600 лет тому назад можно было прочитать... (по карточке читает ученик).

...Земля не шар, а плоский, продолговатый от востока к западу четырехугольник, покрытый небом, как сводчатой крышей. По краям возвышаются отвесные стены, и край Земли сходится с краем небес. Небо – крыша мира. В мире, как в каждом доме, под крышей устроен потолок. Это – твердь. Она разделяет пространство на 2 части: на нижнюю, где обитают животные, люди, ангелы, и верхнюю, именуемую "царствием небесным ". Здесь же хранятся запасы воды, которая налита в этом чердаке прямо поверх тверди. Плоская Земля разделяется на 2 части морем, которое называется океаном.

– Как же все-таки человек пришел к выводу, что Земля – шар?
– Почему мы с вами сейчас не сомневаемся, что Земля – шар? (Ответы детей).

IV. Первичное закрепление

– Сейчас мы посмотрим на рисунки, которые доказывают, что Земля – шар и что она совершает движения.
– Какие движения совершает Земля? (Рисунок 3).

                

Рисунок 3

– Раньше думали, что бог Солнца объезжает на колеснице Землю и поэтому появляется с одной стороны, а исчезает с другой. Считалось, что Земля неподвижна, а вокруг нее движутся Солнце, Луна и другие планеты. Но в 16 веке великий польский астроном Николай Коперник (опора на доске) понял, что на самом деле все наоборот. Не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.

16 век
польский астроном Николай Коперник

Значит, центр солнечной системы – это массивное, горячее Солнце, которое посылает свет, тепло другим планетам, которые своего света не имеют.
– Как называют такой свет? (Отраженный)
– После того как было доказано, что Земля – шар, все-таки подвергалось сомнению вращение Земли.
В 16 веке астронома из Италии, который построил телескоп для наблюдений и утверждал, что Земля вращается, католическая церковь привлекла к суду (на доске – опора). Он обязан был предстать перед трибуналом. Галилея силой заставили отречься от своих взглядов, но в тайне своим ученикам он говорил: "А все-таки она вертится". Но поскольку ученый был очень известный, то наказанием его был домашний арест. И только в 1979 году папа римский Иоанн Павел II (доска – опора) официально признал, что в 1633 г. была совершена ошибка, силой вынудив ученого отречься от своих взглядов. Это первый и пока единственный в истории католической церкви случай, когда публично признали несправедливость, причем 337 лет после смерти ученого.

16 век
итальянский физик, изобретатель,
астроном Галилей, Галилео.

1979 год
папа римский Иоанн Павел П.

V. Обобщение

– Посмотрите на доску и по словам – опорам составьте рассказ (рассказы 2 – 3 учеников).

VI. Организационный конец урока

 

Опоры для оформления доски:

25 веков назад
математик Пифагор

24 века назад
философ Аристотель

23 века назад
ученый Эратосфен

Александрия

Асуан

 

16 век
польский астроном
Николай Коперник

16 век
итальянский физик, изобретатель,
астроном Галилей, Галилео

 

 

1979 год
папа римский Иоанн Павел П

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru