урок

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

рассказывать об освоении Сибири;

называть коренные народы Сибири;

перечислять города Сибири;

иметь яркое образное представление об эпохе Петра Великого;

составлять портрет-характеристику Петра I;

работать с исторической картой, читать легенду карты;

перечислять некоторые преобразования Петра Великого;

понимать значение преобразований Петра Великого в истории России;

осознавать роль личности в истории на примере деятельности Петра Великого;

рассказывать об основании Санкт-Петербурга, называть некоторые памятники истории и культуры петровского времени;

объяснять термин «император».

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

уметь составлять связный рассказ по самостоятельно сформулированному плану на основе нескольких источников информации;

развивать картографические умения и навыки;

овладевать аналитическими способностями сравнения, сопоставления, обобщения;

взаимодействовать в парах и группах;

формулировать выводы и обобщения;

осуществлять самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Личностные результаты:

осознавать важность изучения истории для приобщения к духовным и культурным ценностям нашего многонационального народа;

понимать роль личности на примере Петра Великого в цивилизационном продвижении страны;

осознавать необходимость развития творческих способностей, нестандартного мышления для становления собственной личности.

Оборудование урока. У учителя — «лента времени». У учащихся — рисунки к предыдущей теме.

Ход урока

 Мотивация и целеполагание. В ходе проверки домашнего задания отрабатывается понятие «народное ополчение», несколько учеников кратко сообщают дополнительные факты о выдающихся людях России начала XVII в. Ученики зачитывают выбранные ими ключевые слова по теме. По цепочке учащиеся кратко сообщают об освоении Сибири и называют даты основания некоторых сибирских городов. Далее учитель формулирует тему сегодняшнего урока.

Актуализация знаний и умений. Проводится по материалам рубрики «На следующем уроке».

Освоение нового содержания и его применение. Изучение новой темы начинается с объяснения, что Петр I — внук Михаила Романова. Дети должны вспомнить, что они уже знают о Петре из прежнего курса (памятник Петру в Петербурге — Медный всадник, основание первого музея — кунсткамеры, введение счёта лет от Рождества Христова).

 Ученики рассматривают портрет Петра на с. .... учебника, описывают его внешний вид: умное, волевое лицо, тёмные волосы, высокий рост. Петр изображен в парадной одежде, опираясь на шпагу. В рабочей тетради выполняется задание 1 на с. 31. Учитель сообщает, что на портрете под № 1 изображён дед Петра Михаил Романов, а на портрете под № 2 — его отец Алексей Михайлович.

 Информация для учителя. Если возникнет необходимость, то надо сообщить детям, что после кончины Алексея Михайловича царём стал его сын от первой жены Фёдор Алексеевич, а после его смерти в 1682 г. соправителями стали Пётр и его брат по отцу Иван (от первой жены царя Алексея). Сначала за малолетних царей правила царевна Софья, родная сестра Фёдора и Ивана. Петру она была сестрой по отцу. Подросший Пётр сместил её в 1689 г., позднее заточив в Новодевичий монастырь. Иван никогда не участвовал в управлении страной из-за слабости здоровья, и умер в 1696 г. Пётр Великий скончался в январе 1725 г.

 В данном контексте уместно вспомнить значение термина «монарх» — «наследственный единоличный правитель».

 При работе с иллюстрациями можно обратить внимание на одежду изображённых. И Михаил, и Алексей одеты в старинные великолепные русские царские одежды, Пётр на обоих иллюстрациях — в западноевропейской одежде: на иллюстрации в учебнике на нём камзол, а на иллюстрации в рабочей тетради — доспехи западноевропейского рыцаря.

 Обращаем внимание учащихся ещё на один момент: и Михаил, и Алексей бородаты, Пётр гладко выбрит. Эти моменты можно использовать при знакомстве с нововведениями Петра в быту (см. с. 96 учебника). Следует пояснить, что для царя русская одежда с длинными рукавами, борода, обычаи старины были олицетворением косности, невежества, отживших порядков.

 Далее дети обсуждают характер, воспитание и образование Петра. Приёмы деятельности — комментированное чтение учебника, затем работа в парах с текстом документа в рабочей тетради.

 Яркий, выразительный источник создаст на уроке атмосферу эпохи, поможет детям приобщиться к искусству историков. Перед чтением вслух (задание 4) учитель может сообщить, что описанный случай произошёл при втором путешествии царя за рубеж. 1 вариант выполнения задания: задание и отрывок зачитываются вслух, обсуждаются детьми по парам, а затем коллективно, всем классом. 2 вариант: после знакомства с заданием дети объединяются в группы, которые готовят высказывания, комментирующие ситуацию от лица: царя Петра I, прусской королевы, голландского мельника, английского посла (могут быть введены другие лица, например, приближённые королевы). После этого ученики разбирают ситуацию уже от своего собственного лица.

 Следующая часть урока — знакомство с некоторыми преобразованиями Петра I. Рекомендуется сообщение учителя, а также выступления учащихся с заранее подготовленной дома краткой информацией (например, об открытии в Петербурге Академии наук — это был один из последних указов Петра, об изменениях в быту и т. д.). Дети по карте учебника (с. 92—93) находят и называют города, основанные при Петре I.

 В этом месте урока важна работа с термином «император». Дети под руководством учителя вспоминают, кого именовали великим князем, а кого царем. Затем они читают пояснения к слову «император» в учебнике (сноска на с. 96) и записывают его в словарик.

 Далее планируется работа в группах. Первая группа изучает материал о создании Петром Великим российского флота по тексту «Морским судам быть!» и карте в учебнике.

 Вторая группа готовит материал об основании Санкт-Петербурга по тексту и иллюстрациям учебника. Ученики составляют план своего рассказа, придумывают ему яркое название. После выступления нескольких учеников со своими рассказами дети обмениваются информацией и своими впечатлениями от изученного.

 Коллективное обсуждение заданий 1 и 2 из рубрики «Обсудим!» на с. 100 поможет развитию аналитических способностей учащихся.

 Для лучшего усвоения материала выполняется задание 2 на с. 32 в рабочей тетради (устно, коллективно), а заданий 5 и 6 на с. 36 в рабочей тетради самостоятельно каждым учеником. Затем дети по парам проверяют выполнение двух последних заданий.

 Контроль и оценка достижений на уроке. Проводится по вопросам рубрики «Проверь себя». Рекомендуется тестовый контроль в электронном пособии.

Выводы и обобщения. Формулируются коллективно и сопоставляются с выводами учебника.

 Домашнее задание: В учебнике — задания для домашней работы и материалы рубрики «На следующем уроке»; составить индивидуально портрет-характеристику Петра Великого по самостоятельно сформулированному плану с учётом опыта работы в этом виде деятельности. В рабочей тетради — выполнить индивидуально задание 3 на с. 34—35 по контурной карте.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru