Задачи:

Образовательная: познакомить детей с домашними и дикими животными, с животными Красной книги, дать понятия "млекопитающие животные".

Воспитательная: воспитать внимательность, любовь к природе, бережное отношение к животным, аккуратность.

Развивающая: развивать умение обобщать, рассуждать, развивать воображение детей, их самостоятельность.

Новые, ключевые слова: млекопитающие животные, Красная книга.

Этап урока: организация деятельности детей; постановка цели; объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир - мир животных. На нашей Земле очень много животных, все они разные. Но сегодня мы поговорим о млекопитающих животных. Млекопитающие - это такие животные, которые кормят своих детей молоком.

Назовите животных, которых вы знаете. (Ответы детей.) Все эти животные делятся на две группы: домашние и дикие.

Домашними называют животных, которых человек кормит, они живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Скажите, ребята, а какую пользу нам приносят домашние животные? (Ответы детей.) Да, мы используем шерсть для одежды, мясо, молоко, яйца в пищу. Используем как рабочую силу и как средство передвижения. Давайте теперь посмотрим, какие домашние животные у нас есть. (Показывается наглядный материал.)

Скажите, ребята, а таракан - это домашнее животное? (Ответы детей.) Объясни, почему ты так думаешь?

Проверим, насколько хорошо вы знаете наших домашних животных.

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не нахожу. (Петух)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

Глазище, усище, хвостище,
А моется всех чаще. (Кошка)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый: (гусь).

Вы знаете, что большинство диких животных находятся на грани исчезновения. Такие животные занесены в специальную книгу, которая называется "Красной книгой". (Показывается наглядный материал.) Цвет переплета книги - красный. Это не случайно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает, "Осторожно! Может случиться беда!" И это действительно так. Если мы не защитим животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.

Страницы этой книги не простые. У каждой из них есть свой определенный цвет. Цвет страниц помогает определить нам, в какой опасности находятся животные.

Начнем мы наше путешествие с самых первых страниц Красной книги.

Это черные страницы. На этих страницах записаны те животные, которых мы, к сожалению, больше никогда не увидим. Они были полностью истреблены человеком. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и многие другие. (Слайд)

Мы с вами узнаем о странствующем голубе. Посмотрите, какой красивой была эта птица. (Показывается наглядный материал.) У странствующего голубя было изящное тело строго обтекаемой формы, длинный, сужающийся к концу хвост и узкие крылья, приспособленные для быстрого полета. Окрашены они были очень интересно. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, желуди и семена. Привычка держаться стаями, строить гнезда и находится в тесном соседстве превратили их в легкую добычу для охотников. К 1890г. дикие странствующие голуби превратились в редкость, да и неудивительно. Последний странствующий голубь умер 1 сентября 1900г.

Чтобы узнать о следующих страницах и животных, вам нужно правильно поставить буквы в слове.

Б Е Р А З

(Ответы детей.)

Сейчас речь пойдет о красных страницах книги. На них записаны особо редкие, исчезающие виды. Их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена и другие. 

Как вы правильно угадали, мы поговорим о зебре. Зебра Грэви (Показывается наглядный материал.) - ее еще называют пустынной зеброй - занесена на красные страницы. Этот вид зебр саамы крупный. Зебры живут небольшими семействами по 4 - 7 голов, возглавляемых самцом. Семейные союзы у зебр заключаются на всю жизнь. Зебры очень дружны между собой. Если какому - нибудь малышу грозит опасность, то на его защиту становятся все семейство. У этих животных помимо их удивительной окраски хорошее зрение и отличная память. Но если человек не станет охранять этих животных, они могут исчезнуть навсегда.

На желтых страницах (Показывается наглядный материал.) записаны животные, количество которых стремительно снижается. Если мы не поможем им, то эти животные могут попасть в опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятипалый карликовый тушканчик, морж и другие. 

О каком животном мы поговорим? Разгадайте для этого ребус.

(Ответы детей.) Это лев. В силе, ловкости, смелости мало кто может сравниться со львом. Отличительная черта льва - это грива, указывающая на власть. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими С = В семействами. У каждого семейства свои владения. 

 

 

 

Львы никогда не убивают лишнюю антилопу, добудут мяса столько, сколько смогут съесть. Охотятся львы обычно ночью. Пока один лев пугает, отвлекает внимание, его товарищ занимает место в засаде. После охоты львы отдыхают. Львы спят даже на деревьях, растянувшись на ветвях и свесив вниз лапы. Царь зверей обладает не только смелостью и большой силой, но и уважением к своим подчиненным.

На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания трудно доступны или точно не установлены. К этим животным относятся слоновья черепаха, жук - геркулес, миссисинский аллигатор. 

Чтобы узнать, о каком животном поговорим на этот раз, предлагается вам правильно соединить этот рисунок по точкам (раздаются листы).

Это пингвин. Но мы поговорим не о простом пингвине, а об императорском пингвине. Императорские пингвины живут в Антарктиде. И там, зимой, когда морозы достигают 60°, выводят и растят свои птенцов. Свадьба у пингвинов начинается в апреле. Затем идет месяц ухаживаний, брачных криков и игр. Позднее появляется одно - единственное долгожданное яйцо. Если яйцо упадет на снег, оно погибнет. Самец два месяца согревает яйцо, пока оно не проклюнется. Между тем мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы накормить будущего малыша. Когда же птенец немного подрастет, то ест довольно много - до 4 кг рыбы. Становясь более взрослыми, молодые пингвины покидают своих родителей и начинают самостоятельную жизнь. 

Следующие страницы Красной книги - белые. Здесь записаны те животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадях, их положение не установлено. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.

А сейчас речь пойдет о птице, под названием - фламинго. Эти птицы имеют серый окрас, позднее они розовеют, но"взрослую" окраску оперенья обретают, лишь достигнув возраста 3 - 4 лет. Живут фламинго до 30 лет. Летают фламинго, вытянув шею в перед, а ноги назад. Плавают хорошо. Гнездятся и кормятся на илистых, местами каменистых мелководьях. Там они добывают себе пищу своим удивительным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед и как поршнем выталкивает воду из клюва. Пища же остается в клюве. Но есть у этих птиц и еще кое - что, достойное удивления. Когда на свет появляется птенец, то мама начинает кормить его так называемым "птичьим молоком". Оно окрашено в необычный розовый цвет. Это происходит потому, что помимо питательных веществ, в этом молоке содержится 23% крови. Ученые предполагают, что свою удивительную окраску фламинго получает благодаря этой необычной пище. (Слайд)

Последние страницы Красной книги - это зеленые страницы. На этих страницах записаны те животные, которых удалось спасти от вымирания. Одними из таких животных являются бурые медведи.

Бурые медведи живут в лесах, на равнинах в горах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Медведь большой любитель меда. Осень зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательно запутывает и заметает свои следы, чтобы никто не смог найти его берлогу. Накопленный заранее жир помогает медведям спокойно переносить зиму. Если же медведь накопил недостаточно жира, то всю зиму он ходит злой и голодный. Эти медведи, как правило, до весны не доживают. Медведи довольно умные животные, их можно приручить, но если в лесу встретиться с медведем, можно погибнуть.

Наше путешествие по страницам Красной книги закончилось.

Этап урока: закрепление нового материала.

Предлагаются листочки с заданием: необходимо написать к каждому определению животное, которому оно соответствует:

Хищный, как:

Трусливый, как:

Большой, как:

Преданный, как:

Смелый, как:

Сдавайте работы, ребята. Сейчас мы будем разгадывать кроссворд.

 

1. В жаркой Африке живет
Толстокожий, но не слон.
Обитает он в болоте.
О ком же речь? (О бегемоте)

2. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит, 
Под ним не зная страха
Гуляет:(черепаха).

3. Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей.
И питается он листьями, 
Листьями с деревьев. (Жираф)

4. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

5. Не слыша волны океанской, 
Морского простора не зная, 
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская. (Зебра).

6. Очень шустрая девица
Лазить по лианам мастерица. (Обезьяна)

7. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не проплыл,
Всех проглотит: (крокодил).

Какое же слово зашифровано? (Ответы детей.) Зоопарк. Что же такое зоопарк? (Ответы детей.) Зоопарк можно назвать музеем живой природы, в котором можно познакомиться с представителями живого мира нашей планеты.

Этап урока: подведение итогов.

Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

Какие страницы включает в себя Красная книга? (Ответы детей.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru