Цель: Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе).

Основная мысль: В 1917 году в России произошла революция. В ходе долгой и ожесточенной борьбы в стране изменились власть и порядки. Большинство людей захотело построить новую справедливую жизнь, но многие не приняли изменений и были вынуждены покинуть Родину

Основные термины: Революция, гражданская война, Советская власть, большевики, СССР, времена Советской России и СССР.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы

– В учебнике на ленте времени указаны различные даты российской истории. С какими событиями они связаны?

882 г. – объединение племен восточных славян

988 г. – принятие христианства на Руси

1147 г. – первое летописное упоминание о Москве

1242 г. – Ледовое побоище на Чудском озере

1380 г. – Куликовская битва

1480 г. – свержение ордынского ига

1547 г – венчание Ивана IV на царство

1612 г. – взятие Московского Кремля Вторым ополчением

1755 г. – образование Московского университета

1812 г. – Бородинская битва

– По реке времени мы добрались до ХХ века, нового отрезка в истории России. Здесь река времени вновь делает крутой поворот. О чем это говорит?(Произошли какие-то крупные события, изменившие жизнь нашей страны)

– Прочитайте, какие же события повлияли на ход истории страны (Революция 1917 года, Гражданская война) Говорят ли вам о чем-нибудь эти слова? (Предположения детей.)

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что означает фраза "Россия в огне”? Когда так говорят? (Страшные, трагические события)

– Наша задача – узнать, что же это были за события и почему они оказались трагичными для страны и ее народа.

– Каждое историческое событие мы изучаем по определенному плану. Какому? Что мы должны рассмотреть? (По мере поступления ответов детей, они фиксируются на доске)

– Что привело к историческим изменениям? (До 1917 года)

– Что произошло? (1917 г.)

– К чему это привело? (После 1917 г.)

– Это и будет планом нашего урока. (Затем, в ходе урока, учитель поэтапно, по мере выполнения, передвигает стрелку-курсор от одного пункта плана к другому)

III. Основная часть урока – открытие новых знаний

– Для того чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним, какой же была Россия, вступившая в ХХ век.

– Как называлась страна? (Российская империя)

– Кто правил страной? (Царь – император)

– О каком императоре мы говорили на последнем уроке истории? (Александр II – освободитель)

– Что вы знаете о его правлении? (Страна одержала победу над французами, в 1861 г. было отменено крепостное право)

– Совершенно верно. Но правление Александра II было не вечным, что произошло потом, нам расскажет…

(Рассказ заранее подготовленного ученика)

– Фотографию Николая II с семьей вы можете увидеть на с. 3.

– Давайте вспомним, какой была жизнь народа в то время в России. На какие классы делилось все население? Как они жили? Можно ли назвать такую жизнь справедливой, хорошей для всех?

– Прочитаем об этом на с. 2–3.

– Обратите внимание на последнюю фразу: "И во многом жизнь стала меняться”. Казалось бы, все могло устроиться более мирным способом, но русскому народу предстояло еще много трудных испытаний. Знаете, каких?

Выступление подготовленных учащихся

– Таким образом, мы подошли ко второму вопросу нашего плана – что произошло в стране в 1917 году. Прочитаем об этом в учебнике, с. 7-8.

– Так что же такое революция?

Для справки: словом "революция” обозначаются грозные тяжелейшие события в жизни любой страны, когда недовольный правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть. Революция приносит страшные бедствия в любой стране. Заводы и фабрики прекращают свою работу, крестьяне, сельские жители, покидают поля, обращая свой гнев против богатых помещиков. Возникает угроза разрухи и голода. Армия, состоящая из крестьян и рабочих, перестает подчиняться приказам командиров. Поэтому государство оказывается беззащитным перед угрозой бунта своих граждан.

– Царскую власть свергли, выбрали Временное правительство, но изменилась ли жизнь народа? (Нет)

– Чтение текста учебника (с. 8-9) Кто же теперь встал у власти? Почему новую власть назвали советской?

– Попробуем дать оценку произошедшим событиям. Как вы думаете, была ли революция действительно справедливой для всех? Какие у вас возникли мнения?

– Видите, какое разное отношение вызвало у вас это событие. Так же поделились мнения и среди русского народа. Прочитаем об этом абзац на с. 9. Так мы перешли к 3-й части нашего плана. К чему же привели революционные изменения в стране?

– Ответ на этот вопрос я предлагаю найти вам самостоятельно, внимательно прочитав оставшийся текст в учебнике. Чтобы наша работа была более продуктивной, вы будете работать в группах (по 4 чел), а каждой группе я даю задание – найти в тексте ответ на конкретный вопрос:

Что такое Гражданская война?

Как назывались враждующие стороны в Гражданской войне? Что означают эти названия?

Почему гражданскую войну называют страшной бедой для России?

Рассмотрите карту в учебнике на с. 10 и ответьте на вопросы,: какой город Советской России стал столицей красных? В каких городах России находились столицы белых правительств?

Кто победил в Гражданской войне? Что стало с оставшимися членами белой армии?

Что произошло после победы красных в гражданской войне в 1922 году?

Выслушиваются итоги работы групп.

IV. Первичное закрепление новых знаний

– Итак, ребята, в 1922 году в истории нашей страны наступили новые времена, о которых мы будем говорить на последующих уроках. Я же хочу вернуть вас в начало сегодняшнего урока, к нашему плану. Как вы считаете, мы его выполнили? Он вам помог разобраться в таком важном историческом событии, как революция 1917 года и ее последствия? Чем помог?

– Я надеюсь, вы не остались равнодушными, знакомясь со страшными и трагическими событиями того времени. А чтобы проверить, насколько хорошо вы следили за ходом урока, я предлагаю в парах выполнить задание № 60, где нужно определить последовательность некоторых событий начала ХХ века.

– Проверим, как вы расставили события.

(Дети называют, учитель расставляет номера событий на ленте времени на доске.)

– Молодцы! Все это говорит о том, что вы были внимательны на уроке.

V. Итог урока

– Заседание нашего ученого совета подошло к концу. С какими важными в истории России событиями мы познакомились?

– Можете ли вы теперь объяснить смысл ключевых слов сегодняшнего урока:

Революция, Гражданская война, советская власть, большевики, СССР?

– Кому на уроке было интересно? Есть такие ребята, кто захотел побольше узнать о событиях, с которыми мы познакомились на уроке? Я надеюсь, вы потом поделитесь с нами своими новыми знаниями, подготовив дополнительные сообщения к следующему уроку.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru