Цели.

Формирование у учащихся понятия "экологическая безопасность"

Развитие мышления, речи учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Воспитание экологической культуры, умения выполнять правила личной экологической безопасности и заботиться о своём здоровье.

Оборудование.

На столе предметы: яблоко, картофель, стакан с чистой водой, надпись "экология", салфетка; для опытов: стаканы, марля, пластиковые бутылки, вата, промокательная бумага, сухой речной песок, бутылка с грязной водой; таблички со словами" экологическая безопасность", "цепь загрязнения", " фильтр";

Тесты.

Учебник "Мир вокруг нас", 3 класс, часть 2, А.А.Плешаков

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а научными сотрудниками. Поэтому будьте очень внимательны, наблюдательны и аккуратны.

II. Актуализация.

1. Сообщение о погоде.

- Какое сегодня число?

2. Сообщение о погоде схеме:

А). Изменение в неживой природе

Как солнце греет землю

Воздух, ветер, осадки

Почва, водоёмы

Б). Изменения в живой природе

Деревья, кустарники, травы

Птицы, насекомые

Домашние и дикие животные

В). Труд людей

Г). Сводка погоды (словесное описание, используя знаковую запись)

Д). Азбука народной мудрости ( поговорки, пословицы, загадки, приметы).

Е). Литературная страница (стихи, поэтические строки о сезоне года)

Дети делают сообщения о погоде по схеме, вспоминают приметы о январе.

Январь - году начало, зиме - середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встаёт раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы всё выше, снег глубже, лёд толще.

Январь на порог - прибыло дня на куриный скок.

Январь - месяц ярких звёзд, белых троп. Снег скрипит под ногами.

Народные приметы о январе.

Синичка начинает с утра пищать - ожидай лёгкого морозца.

Шумит лес зимой - ожидай оттепели.

Перед сильным морозом вокруг луны два тусклых красноватых круга.

Дрова горят с треском - к морозу.

3. Ребята, в нашей лаборатории есть интересные предметы. Хотите узнать, что здесь?

(На столе учителя под салфеточкой находятся следующие предметы: яблоко, картофель, стакан с чистой прозрачной водой, табличка с надписью " экология").

- Для чего необходимы эти предметы? (ответы учащихся)

- Что такое экология?

(Экология - наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду)

- Ребята, а ещё я не смогла вам принести, положить во что-то и показать кое-что. Что же это такое? Отгадайте загадку.

Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопиться. (Воздух)

4. Учебник с. 30. Работа по схеме.

- Чтобы человек был здоров, что нам необходимо?

Вывод: Для того чтобы человек был здоровым, необходим чистый воздух, вода, продукты питания.

III. Работа по теме урока.

1. - О чём же мы, ребята, будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Об экологической безопасности).

- Научные работники работают по плану. Я предлагаю вам такой план работы (на доске).

Чтение плана по пунктам.

Экологическая безопасность

1. Цепь загрязнения.

2. Как защититься от загрязнения воды.

3. Как защититься от загрязнения воздуха.

4. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

5. Решение ситуаций.

6. Тест.

7. Итоги.

2. Словарная работа.

Безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

(Толковый словарь Ожегова.)

IV. Работа по первому пункту плана "Цепь загрязнения"

1. Работа по учебнику с. 29. Самостоятельное чтение текста.

2. Работа по иллюстрации. Выполнение заданий.

3. Ребятам предлагается привести свои примеры цепи загрязнения.

Вывод: чтобы не было загрязнений нужно строить очистные сооружения.

V. Защита от загрязнений воды.

1.- Мы с вами пришли к выводу, чтобы вода была чистой и полезной нужны очистительные сооружения

2. Практическая работа. Изготовление простейшего фильтра для воды.

3. Словарная работа

Фильтр - прибор, устройство для очищения жидкостей от твёрдых частей, примесей.

4. Проведём небольшой опыт. Возьмём пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделаем отверстие. Отрежем донную часть и перевернём горлышком вниз. На дно горловой части положим слой ваты, затем положим сухой речной песок. Всё это накроем вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги. Затем нальём в наш фильтр грязную воду.

5. Пока наша вода фильтруется мы с вами, ребята, послушаем выступления наших научных работников о способах очистки воды.(3 учеников подготовили сообщения из справочной литературы: энциклопедии " Я познаю мир" Экология).

6. - Обратите внимание на наш фильтр. Сравните воду, какая она стала

(чище и прозрачнее).

7. Чтение текста на с. 32. Выводы.

VI. Защита от загрязнённого воздуха.

1. Практическая работа.

- Вчера мы взяли пробы снега с трёх участков нашего села: у школы, у дороги, у газовой котельни. Этот снег мы положили в чистые стаканчики. Сейчас мы полученную воду процедим через марлю. Внимательно рассмотрите марлечки. Сравните по чистоте с тремя пробами. Сделайте выводы.

2. Самостоятельное чтение текста на с. 31.

3. Работа в тетрадях на печатной основе с. 19 №4.

4. Выводы. Учащиеся проговаривают правила защиты от загрязнённого воздуха.

VII. Защита от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Детям даётся задание самостоятельно прочитать материал учебника на с.33.

Работа в группах. Составить памятки экологической безопасности продуктов питания.

Проверка. От каждой группы выступает по одному ученику, остальные уточняют и добавляют его ответ.

VIII. Контроль знаний.

Решение ситуаций .Учебник с .34.

Тест.

1.Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в реку;

п) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

в) через воздух, воду, почву;

р) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что такое экологическая безопасность?

а) растения и животные ,люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

о) экологическая безопасность- это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

к) отойди в сторону;

г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5. Как защититься от загрязнённой воды?

м) не пей грязную воду;

н) научись пользоваться бытовым фильтром.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны продукты питания?

о) мой овощи и фрукты;

а) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения

с) вытоптанные тропинки;

з) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).

Проверка теста. Ключевое слово "Прогноз".

IX. Итог урока.

Наш рабочий день подошёл к концу. Всё ли мы успели сделать?

- Что же такое экологическая безопасность?

- Как можно защититься от загрязнённого воздуха, воды, продуктов питания?

- Какие правила личной гигиены связаны с продуктами питания?

Оценивание.

X. Домашнее задание.

Придумать условные знаки экологической безопасности.

Выполнить задания в рабочей тетради

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru