Цели:

Отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую природу и находил в ней подсказки для своих творений.

Расширить сферу познавательных интересов детей.

Формировать желание и умение обращаться за ответом на возникающие вопросы в соответствующие книги.

Развивать наблюдательность и воображение, прививать уважение и интерес к творческому труду, к получению технических знаний и умений.

Воспитывать бережливость к машинам и вещам, которые изобрел человек-умелец.

Оборудование:

Выставка книг «Почемучка», «Кто такое, что такое», энциклопедии, «Книга знаний», «Все обо всем», «Моя первая книга о технике», «Техника вокруг нас».

Плакат «Глаз видит далеко, а  ум дальше».

Запись песни М. Глинки «Попутная песенка».

Картинки специализированных машин (скорая помощь, пожарная, милиция).

Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова.

Брошюрки по дорожному движению.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, какие предметы окружают нас вокруг?
– Кто изобрел все эти предметы?
– Сразу ли придумали люди все машины вещи?

– Все, что окружает нас сотворил человек-умелец. Долгое время шли к этому, усовершенствовали  данный предмет, делал его лучше, красивее, удобнее. Вот сегодня мы будем говорить о человеке-умельце. В этом нам помогут наши друзья – книги: научно-познавательные рассказы, энциклопедии, книги-справочники.

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все , что я вижу я вокруг –
Все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их КАК и ПОЧЕМУ,
КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.

– Сумеем ли мы увидеть необычное  в обычном?

– Какие средства передвижения были в давние времена? (Стр. 28 «Окружающий мир» О.Т. Поглазова.)
– Какая есть общая деталь и очень важная у автобуса, кареты, велосипеда, троллейбуса, телеги, вагонов, паровозов и так далее? (Колеса) 

3. Рассказ учителя 

КОЛЕСО – одно из важнейших изобретений человечества. Камень и палку первобытный человек нашел под ногами. А вот готового колеса не было и нет в природе, Колесо пришлось изобретать и долго совершенствовать. Кто, когда и зачем придумал колесо остается одной из самых больших загадок истории. Считается, что колесо изобрели на Древнем Востоке в Месопотамии около 55 веков назад т.е. более 5 тысяч лет назад.. Первые колеса были цельными. Их отпиливали от толстого бревна. Потом кто-то догадался делать  колеса из досок. Они получались тяжелыми и часто ломались. Прошли века, пока человек не додумался вместо сплошного диска делать обод со спицами – это 4000 лет назад. Такое колесо уже похоже  на нынешнее. 
Колесо – это движение. Все умеет колесо! Трудится на заводах, мчится по шоссе автомобильное колесо, перевозя грузы и пассажиров, движется по рельсам, унося поезда в дальние дали.
Что же получается: одно колесо бежит по дороге и говорит: «Я тружусь». Другое  сидит сиднем на месте и тоже говорит «Я тружусь!» А что это за колеса? (Колесо обозрения, механизм в часах, швейная машинка, гончарный круг.)  
– Подумайте! Как трудно было бы передвигаться без колеса.

4. Чтение стихотворения С.Михалкова (стр. 28. Учебник «Окружающий мир»)

– Какой здесь вид транспорта? Называть по степени его усовершенствования.
– Что помогает двигаться этому транспорту?
– Какие виды топлива используется? (Уголь, дрова, бензин.)
– А для лошади, верблюда, ослика какой вид топлива используют? (Шутка)

5. Учебник «Окружающий мир», cтр.29. 

Отгадав крестословицу, ты прочтешь ответ на загадку. (Отгадка –  велосипед).

– Что дописали в пустые строчки? (Оси) 
– Как это связано с колесом? (Ось – это середина.)
– Когда изобрели велосипед?

6. Рассказ ученика 

Велосипед  изобретен  в  90-е годы 18 века (это было более 200 лет назад) во Франции, но чтобы на нем   передвигаться  нужно было отталкиваться ногами об землю. Потом 1817 году немецкий барон фон Драйс сконструировал  поворотный руль на переднем колесе. А еще через 22 года шотландец  Киркпатрик Макмиллан к заднему колесу придумал педали. Вот велосипед, который мы хорошо знаем. 

Это что за чудеса? 
Вот бегут два колеса,
НЕ касаются дороги
Чуть-чуть согнуты ноги
Это мой знакомый едет
На своем велосипеде.

Учитель. Ребята, сейчас наступает теплое время. Многие пользуются велосипедами. Какие правила нужно соблюдать велосипедисту? 

7. Физминутка

Учебник  «Окружающий мир», стр. 29.

– Что значит специализированные машины?  

№ 3. Подпиши названия машин и № телефонов.

(Дети называют, учитель вывешивает на доску картинки этих машин )

8. Брошюрки «Если Емеля едет на печке»

Стр.13 – Указать стрелочкой, какая машина должна ехать? А остальные машины? Почему?

9. Рассказ учителя

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И  помчались  в  путь  далек,
Лишь оставили дымок. (Паровоз.)

– Что означает это слово?
После того, как люди изобрели колесо, в шахтах, где добывали уголь, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась значительно легче, и  лошадь могла катить более тяжелый груз. На улицах городов появились повозки, которые ехали по рельсам, и тащили их лошади. Их называли конки. В них перевозили пассажиров.
Но люди хотели  ездить быстрее. О  волшебных сапогах-скороходах, о коврах-самолетах мечтали они в своих сказках. Придумали люди и замену лошади. Создали первый паровой двигатель и построили паровоз.

– Все видели чайник, когда он  кипит? Как стучит крышка. Это работает пар. Первая паровая повозка появилась во Франции. Сейчас она нам кажется смешной, а тогда люди восхищались ею. Первая железная дорога была построена в Англии.

Подоспело времечко чудесам,
Протянулись просеки по лесам,
Протянулись рельсами в наши дни,
Конь-огонь проносится «Догони!!!»

Русский механик Мирон Черепанов вместе со своим отцом построил первый паровоз в России. Раньше паровоз называли: (на  доске) огненный конь, ходун-самовар, котел на колесах. На уроке литературного чтения я прочитаю вам рассказ Евгения Пермяка «Как самовар запрягли».

10. «Из истории паровоза» 

11. Прослушивание грамзаписи «Попутная песня» композитора Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза.

– Что вы представляете себе, слушая эту музыку?
– Почему веселится и ликует весь народ?
– Какой вред приносили паровозы окружающей среде?

12. Немного математики

На доске плакат Паровоз с вагончиками, На вагончиках примеры.
Едет, едет паровоз –
Две трубы и сто колес…
Машинист – лохматый пес.

– Сможет ли паровоз перевезти веселых человечков, если он вмещает только 100 человек.
Каждый транспорт имеет свою грузоподъемность и вместительность.

13. Итог занятия

– А теперь давайте обратимся к высказыванию «Глаз видит далеко, а ум дальше»

– Как вы понимаете смысл этих слов?
– Для чего делает это человек?
– Что помогает ему это делать?

– Ребята, сегодня мы увидели как изобретали наземный транспорт, а на следующих уроках  познакомимся с водным , а потом с воздушным видом транспорта. Кто его изобрел и как он дошел до наших дней.

Человек всегда будет трудиться, искать, думать, изобретать!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru