Цели:

расширить кругозор учащихся, рассказать о зимующих и перелётных птицах;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность. 

Оборудование: звуки птиц весеннего леса; карточки с названиями зимующих и перелётных птиц.

Ход мероприятия

Ведущий. На дворе апрель. 1 апреля – это не только день смеха, это и день птиц. И сегодня мы поговорим о птицах, об этих удивительных, прекрасных обитателях нашей планеты. (слайды с птицами и музыкой).

Вместе мы все встречаем весну. Весну встречают и птицы, которые зимовали рядом с нами. И мы старались им помочь, как могли: повесив, кормушки, мы их подкармливали. Ваша помощь не останется без ответа, птицы обязательно по-своему отблагодарят вас за заботу. А каково же было птицам зимой. Ведь не всегда они могли найти корм.

Ученик

- Пить.
Попить, - кричит щегол,
Стройный, пёстрый
Щёголь птица.
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается,
Вьётся тучей пух летучий,
И… обед кончается. (А.Барто)

Ученик

На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачут воробьишки,
Что весна не скоро, 
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принёс воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки,
Кушайте. Хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
- Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает, -
Потеряет валенки…

Ведущий.

- А кто же зимовал с нами рядом. 
Отгадайте загадки.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (дятел)

Чик –чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

- Кар – кар – кар! – кричит плутовка,
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут её? (сорока)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)
Посмотрите, к нам на ели 
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели 
И запели как свирели. (Свиристель)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (филин)

Ведущий. Эти птицы не улетают в тёплые края. Они круглый год с нами. Если в тёплое время года они больше живут в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

А сейчас давайте вспомним приметы, связанные с птицами. Я начинаю говорить, а вы досказываете.

Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются заморозки.

Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись – к непогоде.

Если в зимнее время воробьи расщебетались – к оттепели.

Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных морозов.

Снегирь зимою поёт на снегу – вьюга и слякоть.

1-й ученик. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песенки. Давайте и мы устроим Птичий концерт. Каждый ряд получает название птицы, показывает, как эта птица поёт.

Воробьи: чирик-чирик-чирик

Синицы: тинь-тинь-тинь

Ворона: кар-кар-кар

Дятел: тррр-тррр-тррр

Снегирь: –дю-дю-дю

Клёст: цок-цок-цок

Свиристель: тюр-тюр-тюр

Исполняет каждый ряд, повторяя песнь своей птицы. Исполняете на мотив песни "В траве сидел кузнечик”, по 1 строке.

(Дети за ведущим повторяют слова песни)

Ведущий. Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.

Ученик

Мы встали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?

Ученик

Ну когда же звонкой стаей
Защебещут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!

Ученик

Что скворечник ждёт их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?

Ученик

А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели наконец!

Ведущий. Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвящённый прилёту птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут…

Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес… (Звуки птиц)

Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землёй, радуются весне, теплу, солнцу.

- Какие птицы прилетают к нам весной? О некоторых из них расскажут нам ребята.

1 ученик.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач)

Правильно. Я хочу вам рассказать об этой важной птице с белым носом. Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнёзд уцелело немного: ещё с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается иногда 15-20 гнёзд.

2 ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением поёт, поджидая подружку.

Ученик

А у нас в саду жилец –
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
С солнцем скворушка встаёт,
Ест жучков, росинки пьёт.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.

Ученик

Вот я – милый скворушка,
Греюсь я на солнышке,
Верен я своей природе,
Я находчив, ловок, смел.
Я сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капусты
Червяков поел. Как вкусно!

3 Ученик. Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она узнайте.

Ученик

Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва, лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет?
А ну, кто первый даст ответ?

3 ученик. Правильно. Кукушка. Знают эту птицу по её пению, но немногим приходилось её видеть, так как селится она в чаще леса. Размером она меньше голубя. Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнёзда будут отложены. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По-разному птицы реагируют на подложенное яйцо – одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.

Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три-четыре дня. Всё, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.

Ученик

Солнцем залита опушка,
Разгорелся летний день,
Я проказница кукушка,
Куковать уселась в тень.
Где же я – никто не знает,
На каком сижу суку,
В прятки с солнышком играю
И кричу ему "ку-ку”.

Ученик 3.

Послушайте стихотворение про кукушку Муссы Джалиля:

Ученик

Тихо в лесу.
Лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то
Грустное пенье:
Ку-ку!
Ку-ку!

Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей
Дуба верхушке:
Ку-ку!
Ку-ку!
Пела б кукушка
Весёлые песни,
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
Ку-ку!
Ку-ку!

4 ученик.

Отгадайте мою загадку. Что за птица?

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху чёрненько суконце,

Снизу бело полотенце.

Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине-чёрный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские ласточки селятся в долинах горных рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.

Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.

У ласточки береговушки спинка бурая, брюшко грязно-белое, с широкой серой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоёмов. Ласточки береговушки делают норки от 50 до 150 см. в конце норы располагается гнездо.

Ученик

Я – певунья – ласточка,
Под крышей обжилась,
Свила, слепила гнёздышко,
Детьми обзавелась…
В ночь тёмную под крылышко
Головку подогнув,
И сплю себе под гром и стук,
Клювом не шевельнув.

Ведущий. Птицей  2012 года избрана таинственная и прекрасная варакушка, близкая родственница соловья. 

Небольшая, величиной с воробья, стройная птичка весит всего 13-23 граммов. Птичка носит на своей груди символические цвета российского флага – белый, синий и красный. Самки и самцы различаются окраской. Самцы имеют голубую грудку и горло с пятном посреди зоба. Яркий наряд самцы носят лишь в брачный период. Самки варакушек менее заметны. 

В нашей стране варакушки распространены по всей территории, кроме таёжных зон и тундры. Варакушка прилетает с зимовки во второй половине апреля — в начале мая. Сначала прилетают самцы, которые располагаются на верхушках кустов и поют в течение всего дня. Самки появляются после самцов и начинают строить гнёзда. Варакушки для гнёзд выбирают хорошо скрытые места на земле — это могут быть корни деревьев, местечки под кочками и т.п. Как правило, птица вьёт гнёзда недалеко от водоёмов, предпочитая берега небольших рек.  

Зимуют птички в Северной Африке и Южной Азии, Южном Китае и Индии, куда улетают в конце августа – начале сентября. 

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. От каждого класса прошу по одному участнику на сцену. Вам нужно найти листочки с названиями перелётных птиц. Ваши одноклассники вам в этом помогут. Каждый из них держит карточку с названием какой-то птицы. Итак, кто быстрее соберёт карточки с названиями птиц, которые скоро прилетят к нам. (Проверка, награждение победителя)

Послушайте ещё стихи про птиц.

Ученик

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Ученик

Особа всем известная, 
она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную –
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Ворона!

Ученик

Мы построили скворечню –
Дом великого скворца.
Мы повесили скворечню
возле самого крыльца. 
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки. 
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку!

Ведущий. Птицы составляют часть природы, которую мы должны беречь и охранять. Об этом будет песня в исполнении участников. ("Не дразните собак”).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru