Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, чем человек отличается от других живых существ;

различать внешность человека и его внутренний мир;

наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение).

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;

моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;

анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать ценность богатства внутреннего мира человека.

 

Оборудование. У учителя —  портрет  Ф.М.Достоевского; таблички «Восприятие», «Память», «Мышление», «Воображение». У учащихся — маски «царей» из разных царств живой природы (у учащихся, подготовившихся к выступлениям); книга «Зелёные страницы»; глобусы,  репродукции картин со сказочными сюжетами (для работы в группах).

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Начать урок можно с работы по домашнему заданию. Учитель, проходя по рядам, смотрит, как составлены словарики, просит нескольких учеников устно объяснить значение записанных слов. Далее звучат выступления учащихся по заданию №2 учебника с использованием изготовленных дома масок (желательно, чтобы выступили «цари» всех четырех царств живой природы). По книге «Зеленые страницы» кто-либо из учащихся зачитывает объяснение того, почему грибы считаются самостоятельным царством природы. В дополнение к этому может прозвучать краткое сообщение о лишайниках по материалу рубрики «Для самых любознательных». Учитель хвалит детей, оценивает их домашнюю работу и объявляет тему сегодняшнего урока. Целевые установки урока формулируются учащимися на основании рубрики «На следующем уроке».

Актуализация знаний и умений. Проводится с помощью заданий и вопросов на с. 9 учебника. О различиях «внутреннего строения» и «внутреннего мира» человека дети рассуждают на основе имеющихся у них представлений. Далее на уроке эти понятия уточняются.

Освоение нового содержания и его применение. Этот этап урока целесообразно начать с проблемного задания на с. 10 учебника. Пусть дети свободно выскажутся. Дальнейшую работу можно построить в виде эвристической беседы, в ходе которой следует выявить как черты сходства человека с другими живыми существами, так и важнейшее отличие, состоящее в том, что человек – разумное существо.  Учитель просит детей рассмотреть иллюстрацию на с. 10-11 учебника и объяснить, что на ней изображено. Затем предлагает найти в тексте учебника и прочитать вслух абзац, где говорится об особом мире, который люди создали на Земле благодаря своему разуму. Далее выполняется творческое задание в рабочей тетради (с. 9, №1).

Учитель: «Где же «помещается» у человека разум, где он живет?». Выслушав ответы детей, учитель просит прочитать о головном мозге в учебнике (с.11) и обращает внимание детей на фразу: «Благодаря ему каждый из нас носит в себе целый мир!» Учитель: «Это и есть внутренний мир человека». Далее учитель читает вслух (а дети следят по книге) текст на с. 12 учебника, особо выделяя перечисленные  в нём переживания и человеческие качества человека (их можно выписать на доске). Учитель демонстрирует портрет Ф.М. Достоевского и предлагает детям запомнить его высказывание:  «Сложен всякий человек и глубок, как море…».

Учитель: «А теперь давайте поучимся различать внешнее строение и внутренний мир человека». Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 10, №2), затем проводится коллективная проверка. 

Далее учитель говорит, что благодаря разуму человек познает окружающий мир. Как же это происходит? Можно выделить несколько ступенек познания, каждая из которых имеет свои особенности. Учитель закрепляет на доске таблички «Восприятие», «Память»,«Мышление», Воображение», размещая их в виде лесенки, и предлагает учащимся познакомиться с ними с помощью учебника по вариантам. Учащиеся, прочитав соответствующий фрагмент текста, делают сообщение классу. После этого учитель снимает таблички и от имени Муравья Вопросика просит детей снова их разместить в правильном порядке. Изученный материал закрепляется  при выполнении задания в рабочей тетради (с. 10, №3). 

Полученные знания применяются при выполнении заданий учебника на с. 14. По результатам работы в парах проводится коллективное обсуждение.

В конце урока учитель предлагает детям совершить воображаемые путешествия в далекие уголки мира (с помощью глобуса) и в страну сказок (с помощью репродукций картин). Работа ведется в группах. Задача каждой группы – подготовить рассказ о воображаемом путешествии и выступить с ним перед классом.

Контроль и оценка достижений.  По вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя» (с.15 учебника) дети проводят самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Выводы и обобщения. Обобщение материала проводится коллективно.  Выводы учащихся сопоставляются с выводом на с. 15 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: выполнить «Задания для домашней работы» (с. 15). По заданию №1 следует также подготовиться объяснить значение слов (устно). При этом учащиеся могут обращаться к соответствующему материалу учебника, чтобы  вспомнить и повторить изученное на уроке.  Задание №2 выполняется с помощью рабочей тетради (с. 10-11, №4), где представлены описания игр. Это задание можно выполнить в группе продленного дня или в любое другое внеурочное время. В рабочей тетради: выполнить творческое задание №5 (с.11). Вниманию учителя: материалы рубрики «На следующем уроке» пока детям не предлагаются, так как следующий урок посвящен организации работы по проекту «Богатства, отданные людям».

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru