Урок 1. Наш «космический корабль» — Земля (практическая работа с компасом)

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;

определять стороны горизонта;

находить на фотографиях в учебнике и на  местности линию горизонта;

определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;

изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции);

зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Метапредметные результаты:

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;

осуществлять самопроверку;

работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Личностные результаты:

осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песен «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), «Там, за облаками» (муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского); компас; рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае. У учащихся — компасы.

Предварительная работа. Попросите родителей купить детям компасы для работы на уроке.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. В начале урока следует повторить материал предыдущего урока о Вселенной, Солнечной системе.

Целеполагание. Музыкальной «визитной карточкой» данного урока, как и предыдущего, может служить песня «Притяженье Земли».

Объяснение нового материала можно начать с проблемного вопроса: «Почему землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?»

Аналитический этап. Выслушав соображения детей, учитель говорит, что, подобно рукотворному космическому кораблю, Земля с огромной скоростью несется в пронизанном светом звезд космосе. Она, по сравнению с Солнцем и другими звездами, очень мала, но для людей она огромна. Настолько огромна, что мы, стоя на ее поверхности или двигаясь по ней, можем увидеть лишь крошечный кусочек, который воспринимаем как плоский. Древние люди воспринимали Землю как плоское тело (показывается слайд или настенная таблица с рисунком, изображающим плоскую Землю, лежащую на трех слонах). Этот небольшой кусочек земной поверхности, который мы видим вокруг себя, называется горизонтом, а линия, которой небо как бы соединяется с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Тренировочные упражнения. Далее дети рассматривают рисунок на с. 12 учебника, находят линию горизонта и узнают, что эта линия особенно хорошо видна в чистом поле или над морем. После этого зачитывается теоретический материал на с. 12 учебника и выполняется задание № 2 на с. 8 рабочей тетради. Можно сообщить детям, что в обиходной речи часто путают понятия «горизонт» и «линия горизонта» и обычно говорят «скрылся за горизонтом», «показался на горизонте», имея в виду именно линию горизонта.

Для создания эмоциональной разрядки перед переходом к следующему этапу урока можно включить запись песни «Там, за облаками».

Аналитический этап. Переходя к изучению материала о сторонах горизонта, учитель сообщает, что люди в древности, передвигаясь с места на место во время охоты, должны были искать ориентиры для того, чтобы вернуться домой. Люди заметили, что есть один очень надежный ориентир — Солнце, которое выходит из-за линии горизонта всегда в одном и том же месте и заходит также в одном и том же месте. Сторона, где восходит солнце, было названо востоком, а сторона, где солнце заходит, — западом.

Тренировочные упражнения. Далее читается материал учебника, рассматривается рисунок на с. 13 учебника и проводится практическая работа с компасом. Учитель показывает на настенной таблице или слайде мультимедийной проекции, как выглядел первый компас, изобретенный очень давно в Китае, говорит, что ложечка была сделана из магнетита, свободно вращалась на тарелке, и ее ручка показывала на юг.

Затем учитель рассказывает об устройстве современного компаса, показывая его изображение. Дети на своих компасах рассматривают его устройство, сопоставляют положение стрелки на компасах друг у друга. Учитель должен проследить, чтобы у всех детей был открыт предохранитель стрелки, а также предупредить, что на компасах российского производства на север указывает по традиции синий конец стрелки, а на юг — красный, а на компасах китайского производства — наоборот: красный конец стрелки показывает на север.

Выводы и обобщения. Далее рассматривается рисунок сторон света на с. 13 учебника, выполняются задания № 3 и № 4 на с. 9—10 рабочей тетради и подводятся итоги урока по пройденному материалу.

Физкультминутки. Выполняются те же упражнения, что и на предыдущем уроке.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 12—13 учебника, задание № 1 на с. 8 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Потренируйте ребенка в определении сторон горизонта по компасу в квартире и на улице.

Глоссарий.

Горизонт – кривая, ограничивающая часть поверхности Земли, которую видит наблюдатель на открытой местности или на море.

 

Урок 2. НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ

(продолжение)

 

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о форме Земли, глобусе;

знать устройство глобуса и условные обозначения на нем;

находить на глобусе океаны и материки;

определять их названия и число;

находить на глобусе нашу страну;

определять материк, на котором она расположена;

изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Метапредметные результаты:

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;

осуществлять самопроверку;

работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Личностные результаты:

осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни «Притяженье земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; портреты Христофора Колумба 
и Юрия Гагарина; большой глобус; мандарин. У учащихся — маленькие 
глобусы.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Музыкальной «визитной карточкой» данного урока, как и предыдущих, может служить песня «Притяженье Земли».

В начале урока повторяется материал предыдущего урока о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса.

Аналитический этап. Объяснение материала о форме Земли следует начать, отталкиваясь от того факта, что при движении наблюдателя вперед линия горизонта тоже отодвигается вперед. Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трех китах или трех слонах и прикрытой куполом неба. Отступление линии горизонта вдаль при движении человека вперед заставило ученых задуматься, является ли Земля плоской. Была выдвинута гипотеза, что Земля похожа на шар, и если двигаться в одну сторону, то в конце концов окажешься в том пункте, из которого начал двигаться. Эта идея казалась настолько несоответствующей тому, что люди наблюдали в повседневной жизни, что в нее никто не верил. Над учеными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. (Учитель показывает детям портрет Колумба.) Он добился, чтобы снарядили экспедицию из трех кораблей для путешествия в Индию. Эти корабли были парусные, небольшие, по сравнению с современными они кажутся крошечными. (Дети рассматривают рисунок парусного корабля в учебнике.) На таких судах около 500 лет назад Колумб отправился не на восток, где была Индия, а на запад. Через несколько месяцев он достиг островов близ побережья Америки, подумал, что достиг Индии, и вернулся в Испанию. Из Америки Христофор Колумб привез то, чего не было тогда в Европе: кукурузу, картофель, перец чили, пряности, табак.

Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернандо Магеллан. Он вернулся в порт после трехлетнего плавания, из которого отплыл в 1519 году, пройдя Атлантический океан, обогнув Южную Америку, пройдя Тихий океан, обогнув Африку. Позднее многие мореплаватели повторили подвиг Магеллана, в том числе и наши флотоводцы Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Юрий Лисянский.

В конце XV века была построена и шарообразная модель Земли — глобус. Честь создания глобуса принадлежит немецкому географу и путешественнику Мартину Бехайму.

Дети рассматривают стоящие у них на партах глобусы. Учитель сообщает, что в XVIIIXX веках ученые тщательно рассчитали размеры Земли и обнаружили, что Земля — не шар и больше похожа по форме на мандарин. (Показывает мандарин и вместе с детьми делает вывод, что мандарин сплюснут.)

Тренировочные упражнения. Затем под руководством учителя дети проводят практическую работу по ознакомлению с глобусом: находят полюса (учитель обращает внимание, что полюса смещены относительно друг друга, и Земля вращается как бы лежа на боку), океаны, материки, низменности, возвышенности, горы.

Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин.

Выводы и обобщения. В конце урока учитель вместе с детьми зачитывает вывод на с. 15 учебника, учащиеся выполняют задания № 5 и № 6 на с. 10—11 рабочей тетради.

Физкультминутки. Выполняются упражнения под музыку песни «Притяженье Земли».

Домашнее задание: теоретический материал на с. 14—15 учебника, выполнить задание рубрики «Подумаем!» и ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

Рекомендации для занятий в семье. С помощью глобуса (если есть дома) или карты повторите с ребенком названия океанов и материков, покажите путь Магеллана.

Глоссарий.

Глобус – трёхмерная модель Земли или другой планеты.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru