Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду своего края;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые или сосновые шишки.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 44 учебника.

Целеполагание. Затем он сообщает, что сейчас несложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет. Потом учитель берет кукол-помощников в национальных костюмах и говорит: «А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор». Учитель разыгрывает кукольную сценку:

«Девочка:

— Ну что, пойдем завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

— Пойдем, конечно.

Девочка:

— А если дождь?

Мальчик:

— Так ты на солнце посмотри!»

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Что за странный разговор, ребята? Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода? Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы — внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес». Учитель читает текст на с. 44—45 учебника. После прочтения берет кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, что только что прозвучали.

Учитель: «Ребята, сейчас я еще раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. (Выбранные рисунки дети «подчеркивают» счетной палочкой.) И еще подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие еще органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их».

Тренировочные упражнения. Далее учащиеся выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведенные в задании приметы на погоду.

Аналитический этап. Продолжая урок, учитель показывает детям Православный календарь и сообщает: «В этом календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фекла. А вот — святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены часто другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?»

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет, что в старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.

Тренировочные упражнения. Затем учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает: «О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?». Учитель предлагает детям составить рассказы по картинкам.

Аналитический этап. Учитель: «А сейчас давайте окинем взглядом карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, принятые далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? Всегда ли оправдываются народные приметы? Почему?

В нашей классной комнате мы можем проверить, будут ли какие-то приметы оправдываться в помещении. Например, можно положить шишки хвойных деревьев и понаблюдать за ними, станут ли они закрываться перед дождем или снегом». Учитель выкладывает несколько еловых или сосновых шишек на подоконник.

Тренировочные упражнения. Далее учитель предлагает кому-либо из детей побыть в роли учителя. «Учитель» задает вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника, а другие ученики, по желанию, отвечают за кукол-помощников.

Затем дети выполняют задание № 3 на с. 31 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. Учитель просит учеников в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Региональный компонент. Найдите в творчестве народов своего края старинные приметы на погоду. Соотнесите их с ощущениями разных органов чувств. Распределите их по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены. Предложите детям проверить правильность этих примет в наше время. По возможности в краеведческом музее познакомьте детей с устройством старинных календарей народов своего края. Если дети проявят заинтересованность к собиранию примет, можно сделать календарь долговременного прогноза погоды. Рядом с датами обычного календаря можно проставлять условные значки осадков, ветра, температуры. Выполните задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

Физкультминутки. Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» — замирают на месте.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребенком постарайтесь понаблюдать за изменениями во внешнем виде растений, поведением животных, за явлениями в мире неживой природы и соотнести их с погодой текущего времени или предугадать погоду на несколько дней вперед.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru