Задачи:

расширение кругозора учащихся;

развитие их воображения и эмоциональной сферы;

укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

воспитание более высокого уровня экологической культуры.

Оборудование:

видеофильм «Соль» (значение, состав, свойства);

таблица химических элементов;

географическая карта.

Ход занятия

1. Сообщение темы

Тема нашего занятия – «Обыкновенное чудо – соль».

- Что такое чудо? (Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью, что-то необыкновенное).

Сегодня наш разговор о том:

что из воды родится, а воды боится;

о том, что можно обнаружить и в капле росы, и в толще земли, и в облаках;

о том, без чего не создашь целительных лекарств;

о том, что садясь за стол, мы измеряем щепотками.

Легенда о залоге верности

Много веков назад Персией правил царь Менакс. За долгие годы правления он перестал верить своим приближённым. Ни на кого нельзя было положиться: одни – лгали, обманывали, другие во всём искали выгоду. А наследников у царя не было.

«Кому оставить царство?» - огорчался Менакс.

И вот однажды к нему прищёл начальник стражи и сообщил, что в сокровищницу проник грабитель, но ничего не взял. Царь сам спустился в подземелье и убедился, что золото не тронуто. Никто не мог взять в толк, что произошло. В тот же день в городе объявили: «Пусть явится во дворец тот, кто проник в царскую сокровищницу и ничего не похитил, не боясь царского гнева». На следующее утро к царю вошёл босоногий оборванец. « Как тебя зовут?» - «Якуб». «Ты проник в подземелье?» - «Да, государь». « Почему же ты ничего не взял?» Юноша вздохнул и стал рассказывать… Когда он пробрался в сокровищницу, то начал ссыпать из кувшинов золотые моенты в свой мешок. И вдруг увидел на полу мерцающие грани какого-то камня. «Алмаз!»- подумал Якуб. Если это так, то лучше взять его, а не золотые монеты. Он решил проверить крепость камня на зуб. Но едва взял его в рот, понял, что ошибся,- вкус соли ни с чем не спутаешь. Якуб замер на полу, обхватив голову руками. Надо же было такому случиться! Теперь всё пропало!

А почему?

Оказывается, соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Её приносили в жертву богам. Кажется, много ли её надо – щепотка, горсточка. А без соли и хлеба не съешь. Лиши человека соли – заболеет, погибнет. Ради добычи соли не жалели ни труда, ни сил. А, добыв её, оберегали, как великое чудо.

- Так что же такое соль?

- Откуда она берётся?

- Как её добывают?

- Кому она необходима?

- На эти вопросы нам даст ответ видеофильм, который мы сейчас посмотрим.

2. Просмотр видеофильма «Соль»

3. Беседа о просмотренном

- Что такое соль? (Белое кристаллическое вещество с характерным острым вкусом).

- Посмотрим, с точки зрения химии, из чего состоит соль.

Химия (греч.) – наука,  которая занимается изучением состава тел. Химия учит, из каких элементов состоят тела, как их можно разложить на составные части и получить снова из этих частей. По научному соль называется натрий-хлор, или хлорид натрия.

Соль – это соединение двух элементов: Na и Cl. Перед вами периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Д. И. Менделеев (1834- 1907) – знаменитый российский химик, профессор химии в Санкт- Петербургском университете, управляющий лабораторией морских минералов. Всю свою жизнь он посвятил этой науке и открыл таблицу химических элементов.

- Найдите в таблице эти элементы.

4. Определение характеристики соли

цвет – белый.

на ощупь – твёрдый порошок, крупинки.

опыт - разведём в стакане с водой – что произошло? – растворилась.

попробуем на вкус – характерный острый вкус.

5. Откуда берётся соль?

- Воды боится, а из воды родится.

Моря и океаны – неисчерпаемые источники соли.

- Почему вода в океане солёная, а в реках – нет?

На своём пути текучие реки забирают частички горных пород и почвы, в которых содержится соль. Реки приносят эту соль с собой в моря и океаны, где соль остаётся на всё время, потому что океаны и моря никуда не текут. А в реках вода остаётся свежей и несолёной, так как реки наполняются новой водой от дождей, а течение уносит соль в моря и океаны.

 - Почему Мёртвое море так называется?

Оно находится в юго-восточной части Палестины (показ). Оно расположено в глубокой впадине и находится на 394 метра ниже уровня Средиземного моря. Вода в Мёртвом море сильно насыщена солями, там не выживает ни одно живое существо. Всякая жизнь отсутствует. По Библейскому преданию Мёртвое море образовалось на месте двух городов: Содома и Гоморры. Жители этих городов были большими грешниками. За это по библейскому преданию города были разрушены вулканическим извержением. На их месте образовалось Мёртвое море.

6. Как добывают соль?

твёрдая соль на поверхности земли;

соляные пласты;

из морской воды.

7. Кому необходима соль?

Всем живым существам.

Как растения получают соль? – через корни.

- Почему плачут морские черепахи и крокодилы? (сообщения детей)

- А человеку соль нужна?

- Для чего? (чтобы контролировать баланс в организме)

На горьком опыте человек постигал животворную силу соли. Не раз люди гибли от бессолицы, не раз их – ослабевших, измученных - возвращали к жизни несколько крупинок соли.

33 лет назад во Франции в доме очень богатого вельможи родился наследник – сын. Отец был очень обеспокоен здоровьем ребёнка и вызвал лучшего лекаря. Тот склонился над младенцем. Все замерли в ожидании. А когда услышали совет врача, то одобрительно закивали. Кто же усомнится во всемогущей соли? Она издавна спасала детей от болезней. Правда, пользовались ею по-разному:

иногда младенцу в рот клали кусочек соли;

соль привязывали к руке и клали под подушку;

но особенно был распространён способ «соления» новорождённых.

Ребёнка натирали мелкой солью, затем пеленали и держали в соли несколько часов. Обычно на такое «лечение» расходовали всего несколько щепоток соли. Но тут речь шла о наследнике знатного рода. Поэтому богатый отец не поскупился. На его сына истратили 5  кг соли и продержали в ней сутки! Что из этого вышло? В своих воспоминаниях лечащий врач писал: « У ребёнка сошла вся кожа. Но лечение сказалось благотворно. Благодаря этому мальчик выжил и всю жизнь всегда был очень здоров». Так 300 лет назад верили в чудодейственность соли.

- Как на Руси относились к соли? (сообщения детей)

- Какие русские обычаи связаны с солью? (сообщения детей)

8. Итог занятия

- Что нового узнали?

- Почему её называют чудом?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru