Цели:

Изучить структуру почвы.

Познакомить с процессом образования почвы.

Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Выделить основное свойство почвы - плодородие.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.

Развивать навыки исследовательской работы.

Формировать чувство коллективизма.

Воспитывать бережное отношение к почве.

Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ: банка, песок, глина, почва, вода, сухая трава, камни, салфетки.

 

ХОД УРОКА

 

Этапы

Содержание

1. Активизация класса.

 

 

2. Ситуация успеха.

 

 

 

 

3. Проблемная ситуация.

 

 

 

 

4. Постановка учебной задачи.

 

5. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог

 

 

 

 

8. Домашнее задание.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? ( Наш класс похож на лабораторию.)

(На двери появляется табличка "Лаборатория")

- Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем.

- Кто такие исследователи? (люди, которые что исследуют, изучают, открывают новое)

- Как работают исследователи? (правильно, быстро, организованно)

- Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. В конце каждого столбика рисует смайлик весёлый, если вся группа работал, грустный, если не вся. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория.

- Ребята, у кого есть огороды, сады?

- Что влияет на хороший урожай? (почва, солнце, погода)

- Какой фактор может улучшить человек? (почва)

- На какой фактор человек повлиять не может? (на почву)

- А что такое почва? (плодородный слой земли)

- Нужно ли изучать почву? (нужно)

- А для чего нужно? (чтоб знать её состояние, так как от неё зависит урожай)

- На всякой ли почве можно получить хороший урожай? (нет)

- Исследовав почву, мы узнаем, какая структура почвы должна быть, чтоб получать богатый урожай. Выяснить, из каких компонентов она состоит. Предлагаю начать исследование с вопроса: есть ли в почве воздух?

Опыт 1. Обнаружение воздуха.

Опыт 2. Обнаружение песка и глины

Опыт 3. Обнаружение воды и соли

Опыт 4. Обнаружение перегной

Опыт 5. Отсутствие кораллов

Опыт 6. Присутствие микроорганизмов

1 опыт.

- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

- Что заметили? (Пузырьки)

- Что значит есть в почве? (воздух)

- Какой вывод можно сделать? (воздух растения получают не только из окружающего воздуха, но и из земли)

2 опыт

- Если размешать землю, то что можно заметить? (Песок осядет, из-за глины вода мутная)

3 опыт. Нагревание почвы.

- Что же это такое выделяется? (Капельки на стенках сосуда - вода, белые кристаллики - соль)

Какой вывод делаем? (в почве есть вода и соль)

- Для чего они нужны? (получать питательные вещества)

4 опыт.

- Юные исследователи, как вы думаете, если разглядеть почву, то что сможем увидеть кроме песка и глины? Свои предположения напишите на листах.

- Через лупу рассмотрите почву.

- Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, части насекомых)

- Кто знает, как это называется одним словом? (перегной)

Значит, что в структуру почвы входит? (перегной)

- Нужен ли перегной растениям, если есть воздух, вода и солнце?

- На что влияет перегной? (на плодородие)

- Почему? (все питательные вещества содержатся в перегное)

- Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие - основное свойство почвы.

Опыт 5

- Следующее, что нам надо проверить, это наличие в почве кораллов. А что такое кораллы? Кто-нибудь знаком с этим словом? Где их можем встретить?

Доклад ученика:

Кораллы - это морские кишечнополостные животные, в основном принадлежащие к классу коралловых полипов. Кораллы растут, образуя известковый скелет. Заросли кораллов - это основа коралловых рифов.

Коралловые рифы - это окаменевшие за тысячелетия скелеты мелких морских животных - полипов, которые жили в теплых тропических морях. Каждое мелкое животное, прицепляясь к мертвому кораллу, со временем становится его составной частью, способствуя увеличению и разрастанию кораллов.

- Значит, входят ли кораллы в структуру почвы? (нет)

Опыт 6

- А теперь давайте порассуждаем, что такое микроорганизмы?

- Есть ли они в почве?

- Если есть, то для чего?

- А теперь послушаем отрывок из научного доклада "Микроорганизмы", узнаем ответы на эти вопросы.

Доклад:

Микроорганизмы, (микробы) - название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооруженным глазом (их характерный размер - менее десятой части мм). Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. Изучением этих организмов занимается наука микробиология. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода.

А мы знаем, что в почве есть вода, что из этого следует? (в почве есть микроорганизмы)

- Давайте посмотрим на таблицу. Что же входит в структуру почвы?

- Все согласны с таблицей? Может у кого-нибудь будут вопросы?

- А везде ли почвы одинаковые? (несколько типов)

Рассматривание разрезов.

- Чем разрезы почв отличаются? (цветом, трещинами)

- Почему?

- Одинаковые ли условия жизни на Земле? Чем природные условия отличаются?

(в разных природных зонах находятся, а следовательно, разные природные условия: температура, влажность )

- Вот из всего перечисленного, в большей степени что на разнообразие почв влияет? ( количество перегноя)

Несмотря на многообразие типов почв, мы знаем, что входит в состав почв, можем ли мы выложить слоями?

- Из чего состоит самый нижний слой? (камни)

- А потом? (глина, песок, перегной)

- Какой слой самый плодородный? (перегной)

Что получают растения из почв? (получает воздух, питательные вещества)

- На что это влияет? (на урожайность)

- Какой вывод можем сделать? (Чем выше плодородность, тем выше урожайность)

- Может ли хорошая почва испортиться? (может)

- По каким причинам? (нерациональное использование почвы, загрязнение, строительства)

Доклад:

За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 - 3 мм. А сгорает он за несколько минут.

Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 226 тысяч лет, а там, где нет растений - за 15 лет

Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, а стекло - до тысячи лет.

- Из чего же почва образуется? (Остатки старой травы, листьев, останков животных)

- Кто участвует в образовании почвы? (микроорганизмы, :)

Вывод

- Что же входит в структуру почвы?

- А теперь результаты исследования вам помогут в следующей деятельности.

Класс делится на 3 группы, получают по конверту с заданием.

1 группа получает задание: Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то:".

2 группа разгадывает кроссворд.

3 группа ищет выход из проблемной ситуации: как предотвратить разрушение почвы?

КРОССВОРД

 


 

Основное свойство почвы.

Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы почв.

Почвы с большим количеством перегноя.

Одно из веществ, входящих в состав почвы.

Почвы с большим количеством песка.

- Выступление представителей от групп. Сначала разгадывание кроссворда, выступление с творч. зад.)

- Вот и подошло наше исследование к концу. Вы почувствовали себя исследователями? Почему?

- А какой главный вывод с данного урока?

- Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Но а чтобы стать научным руководителем, вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю вам следующее:

Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл интересно, вы получаете домашнее задание - на ваш выбор.

Наблюдение "Состояние почвы в моём огороде"

(Определить состояние почвы, узнать у родителей урожайность, что делают, чтоб повысить урожай?)

Творческое - "Помоги растению" (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние)

Творческое - сочинить сказку "Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность".

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru