Цели урока:

Познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту;

Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

Развивать внимание, наблюдательность;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Задача урока: использование ИКТ для развития познавательного интереса к предмету.

Оборудование:

у учителя: презентация к уроку;

у учащихся: веточки и шишки сосны, ели, лиственницы.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Постановка цели.

Ребята, отгадайте загадки и скажите, о каких деревьях мы будем сегодня говорить?

Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.  (Ель)

У меня длинней иголки 
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)

– Ребята, вы знаете, как распознать ель, сосну по общему виду, хвоинкам, шишкам?

Сегодня мы с вами будем исследователями. Мы постараемся ответить на эти вопросы. 

Посмотрите на репродукции картин И.И.Шишкина. На них изображены сосны. Обратите внимание на красоту, величие этих деревьев, так замечательно переданную художником.

III. Практическая работа

Ребята, сравните общий вид сосны и ели. Как распознать эти деревья по общему виду? (Ответы учащихся)

а) Выбор веточек.

Что у вас на столах? (Веточки)

Слева положите веточку ели, а справа – веточку сосны.

Проверка. 

Как вы их определили? (По хвоинкам)

б) Рассматривание хвоинок.

На веточках мы видим хвоинки. Как их ещё можно назвать? (Иголки)

Чем похожи хвоинки сосны и ели? (Цветом, формой)

Чем различаются? (Длиной: у ели короткие, у сосны – длинные;  по разному прикрепляются к веточке: у ели сидят по одной,  у сосны – по две.

в) Рассматривание шишек.

Чем различаются шишки? (Формой: у ели – конусовидная (вытянутая), у сосны – округлая. Размером: у ели шишки больше, чем у сосны).

Положите шишки к своим веточкам. Проверка. 

Мы изучили два дерева – сосну и ель.

Почему эти деревья назвали хвойными? (У них есть хвоинки)

Что же у них общего? (Есть хвоинки и шишки)

Что такое хвоинки? Хвоинки – это листочки похожие на иголки.

Молодые хвоинки ярко-зелёные, мягкие. По ним определяют рост веточки за год.

Итак, мы провели исследование сосны и ели. Теперь вы можете ответить на вопросы, которые я вам задала в начале урока.

Как распознать ель и сосну по хвоинкам? По шишкам? (Ответы детей)

Молодцы! Вы наблюдательны.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

У меня для вас есть ещё одна загадка, точнее фотозагадка. 

Что это за дерево? Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.)

Рассмотрите веточку этого дерева. Как расположены хвоинки? (Пучками) Потрогайте хвоинки. Какие они? (Мягкие)

Рассмотрите шишки этого дерева. Чем они отличаются от сосновых и еловых? Ответ уч-ся

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Щелчок. Это лиственница.)

Положите рядом шишку и веточку лиственницы.

Кто знает, чем лиственница отличается от сосны и ели? (Осенью желтеет и сбрасывает листья.)

IV. Закрепление.

Игра "Самый внимательный”

Налетел озорной ветер, закружил всё вокруг и перемешал веточки и шишки. Найдите для каждой веточки свою шишку и назовите дерево. (В роли ветерка выступает сосед по парте.) Проверка. 

V Подведение итогов.

С какими хвойными деревьями мы познакомились?

Даже ёлки мы вначале 
От сосны не отличали: 
Раз торчат иголочки – 
Значит это ёлочки.

А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

А.Барто.

Почему ель, сосну, лиственницу назвали хвойными?

Что такое хвоинки? Чем отличаются хвоинки лиственницы, сосны и ели?

Выставление отметок.

Домашнее задание.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru