Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

характеризовать облик учителей по фотографиям из семейного альбома;

подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – это родитель».

Метапредметные результаты:

обсуждать рассказ учителя о персонаже картины «Устный счет»;

описывать своими словами образ учителя в картине;

пересказывать рассказы родителей о своих учителях;

объяснять смысл пословиц.

Личностные результаты:

понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию;

понимать важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему;

осмыслять образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность.

Оборудование: школьные фотографии учителя, счетные палочки, фотоальбом. Если возможно, подготовьте на стенде подборку фотографий разных школьных выпусков, школьных фотографий родителей, фотографию учителя, заслужившего уважение, почет работой в вашей школе, городе, регионе. Добавьте к экспозиции увеличенную репродукцию кар тины Н. П. Богданова-Бельского и других любимых вами картин, близких по сюжету.

Предварительная работа. Взрослые дома составляют и записывают в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставляют учителю свои школьные фотографии (или их копии) для оформления стенда.

Посетите школьный музей и познакомьтесь с экспоната ми, рассказывающими о выдающихся и просто хороших учителях вашей школы.

На урок может быть приглашен учитель, много лет посвятивший работе с детьми. Его эмоциональный, добрый раз говор с детьми, рассказ о веселых случаях из опыта поможет адаптации детей к школе, укрепит понимание того, что учеба — это сотрудничество между учителем и учениками, поспособствует воспитанию уважительного отношения к труду учителя, расширит представления детей о профессии.

В группе продленного дня или на перемене можно организовать игру, в которой кто-то из детей возьмет на себя роль учителя, попробует организовать какой-либо момент из распорядка школьной жизни, объяснить остальным ученикам учебный материал, разрешить смоделированную спорную ситуацию.

Ход урока

Целеполагание. Урок начинается с диалога кукол Мальчика и Девочки. Мальчик: «Как ты думаешь, о ком это говорится: «Большая честь — других вперед весть»?» Девочка делает предположения, обращается за помощью к детям. Учитель: «Да, так в старину говорили об учителе. Память о нем в сердце ученика остается на всю жизнь. (Учитель показывает свои школьные фотографии, рассказывает о своем школьном учителе.) А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие в прошлое. Для этого нам придется снова стать маленькими, как на одном из прошлых уроков. На каком?» («Как мы общаемся с миром».)

Аналитический этап. Учитель пускает по столу волшебный клубочек. После этого ребята «уменьшаются» до «пальчиковых» человечков, «подходят» к репродукции на с. 30 учебника и воображают, как они «входят в картину». Учитель либо через кукол-помощников, либо через прямое обсуждение привлекает детей к описанию сюжета картины Н. П. Богданова-Бельского: «Что изображено? Когда происходит действие — давно или недавно? Из чего это можно понять? Что делают ученики? Что делает учитель? Какой учитель? Как вам кажется, шумно ли в классе? Зачем нужны занятия устным счетом? Можно ли сказать, что С. А. Рачинский не только учитель, но и друг для своих воспитанников?

Тренировочные упражнения. Вспомните картину Н. П. Богданова-Бельского «Праздник на крылечке». Может быть, на этой картине как раз изображены ребятишки из школы С. А. Рачинского?»

После обсуждения происходит символическое «увеличение» детей и «возвращение» в свой класс. Учитель либо читающие дети зачитывают в учебнике слова на голубой плашке (с. 30). С помощью счетных палочек ученики подчеркивают те из них, которые подходят для описания учителя С. А. Рачинского. Учитель обращает внимание детей на пословицы со с. 30 (их зачитывают по очереди куклы-помощники). Предлагает первоклассникам подумать, подходят ли по смыслу пословицы к репродукции. Кратко рассказывает о школе С. А. Рачинского по воспоминаниям А. Д. Воскресенского*, ученика и помощника знаменитого русского учителя.

Учитель: «Ребята, что помогло нам заглянуть в прошлое? (Картина, воспоминания стали для нас окном в прошлое.) Как мы узнали, что происходило в классе народной школы много-много лет назад? А в наше время, какие еще есть возможности остановить мгновения жизни, сохранить их не только в памяти, но и на бумаге или в других материалах? (Фотографии.) Вот и давайте заглянем в старый семейный альбом. Он расскажет нам историю, которая началась задолго до того, как на свет появились вы, ребята. Но и намного позже, чем урок на картине Н. П. Богданова-Бельского». Дети рассматривают фотографии трех сестер, учитель читает текст на с. 31 «Учитель — что родитель».

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель зачитывает рассказы взрослых, написанные ими в рабочих тетрадях на с. 23. Делает вывод о том, что память об учителе сохраняется на всю жизнь. Просит детей вспомнить, какие пословицы и высказывания об учителе прозвучали на уроке. Предлагает кому-либо из ребят представить, что они уже выросли и рассказывают о своей учебе в школе своим детям.

Учитель предлагает детям завести альбом, в котором будут храниться фотографии из жизни класса. Подписывает его при детях, возможно, вклеивает первые фотографии, рисунки. (Фотографии, предназначенные для альбома, в дальнейшем лучше сначала представлять на стенде, а после общего обсуждения вклеивать в альбом и сопровождать совместно придуманными заголовками.)

Региональный компонент. Расскажите о том, как в вашей традиции выражалось уважительное отношение к учителю. Напишите на доске, как на вашем языке, наре чии звучит слово «учитель». Расскажите о талантливых, известных учителях вашего края.

Физкультминутки. Учитель предлагает детям вообразить, что художник-волшебник решил написать картину об их классе. Что у него получится? Дети играют в игру «Море волнуется». После слов «Морская фигура, замри!» они замирают. Это и есть картина, написанная художником.

Рекомендации для занятий в семье. Дома вместе с детьми рассмотрите школьные фотографии родных из семейного альбома. Вспомните и расскажите о своих первых учителях.

 

Дополнительные материалы для учителя

С. А. Рачинский. Биографические данные

Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 г. в селе Татеве Смоленской губернии в дворянской семье. Родители его, богатые и образованные помещики, первыми заложили в душе сына религиозное чувство, любовь к правде и стремление к высшим интересам.

Богато одаренный и талантливый ученый, С. А. Рачинский защитил в Московском университете магистерскую («О движении высших растений») и докторскую («О некоторых химических превращениях растительных тканей») диссертации и стал профессором кафедры физиологии растений. В годы профессорства С. А. Рачинский поддерживал дружеские связи с И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, а также со многими другими выдающимися деятелями русской и зарубежной науки и куль туры. Он владел новыми и древними языками, умел петь и рисовать.

В 1868 г. С. А. Рачинский оставляет профессорскую кафедру и уезжает из Москвы в свое родовое имение для того, чтобы стать сельским учителем. С начала 70х годов в течение более четверти века он занимался в родном селе Татеве, а затем в других регионах Смоленской губернии учительской и просветительской деятельностью. Об этом опыте и своих выводах С. А. Рачинский рассказал в книге «Сельская школа».

На протяжении своей деятельности С. А. Рачинский построил свыше 20 начальных школ, четыре из которых содержал полностью. Задачу начальной школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия. Он отказался от всех удобств жизни, чтобы послужить на пользу народу, и в этом труде нашел внутреннее удовлетворение и высшее благо.

Организация учебно-воспитательного процесса в школах С. А. Рачинского учитывала особенности крестьянского быта и интересы родителей и детей. Актуально звучат в наши дни мысли педагога о дифференцирован ном подходе в воспитании школьников, о роли грамотных матерей в семейном воспитании детей и жизни школы, о непрерывности учебно-воспитательного процесса, о высокой моральной ответственности учителя перед родителями и обществом за каждого ученика и за свою работу, о кропотливом труде с одаренными детьми.

Главной действующей силой в духовно-нравственном воспитании татевских учащихся являлся пример высоконравственной личности самого воспитателя. Рачинский старался воспитать в детях чувство долга и благожелательности, признательности и дружбы, нежности и кротости и все то, что называется благородством души. Воспитывая детей, Рачинский стремился выработать у них независимый и целеустремленный характер.

Особого внимания в системе обучения С. А. Рачинского заслуживает его неутомимая деятельность в сельских школах, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания образовательной школы. Главным для педагога было создание новой школы, новых учеников, т. е. «нового племени» тружеников, которые приумножат нравственную силу народа и укрепят Россию.

Педагогический поиск С. А. Рачинского шел в русле прогрессивных исканий отечественных и зарубежных мыслителей и своей задачей имел выработку типа национальной самобытной школы. С. А. Рачинский, как и Л. Н. Толстой, являлся основателем в России народной школы, которая отличалась от теоретически разработанной К. Д. Ушинским школы своей приложимостью к нуждам крестьян и религиозностью. Педагогом учитывались национальные особенности русской крестьянской семьи. В его школе старшие дети заботились о младших, между воспитателями и воспитанниками были установлены теплые, семейные отношения. Большое внимание уделялось также трудовому воспитанию, подготовке учеников к различным видам профессиональной деятельности.

Таковы плоды скромного учителя в селе Татеве. Замечательный опыт Сергея Александровича Рачинского становится в настоящее время достоянием всего российского учительства.

Из воспоминаний А. Д. Воскресенского

…Что меня сильно смутило в эту неделю — это умственный счет. Два дня не было Сергея Александровича, и занимался с детьми я. Сергей Александрович оставил мне листок бумаги, где он написал мне на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. А у Сергея Александровича так заведено. На этом уроке – отдыхе — последний вечерний урок — он стоит или сидит в сторонке; кто решит задачку, тот подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку от учителя; если не верно — по левую руку. И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?»; другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?», а я и сам не знаю, кто из них верно решил, и жду третьего ответа для решения, кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход решения за дачи. Я был поражен. Я перед ними был сущий новичок. После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними. Когда приехал Сергей Александрович, я рассказал ему об этом.

— Это вы с непривычки так пугались этих задач и, вероятно, мало знакомы с числами. Вы возьмите себе за правило во время уроков решать всякую задачу — разлагать в уме на первоначальные множители всякое небольшое (до 1000) число, и вы скоро увидите в числах не трудности, не запутанность, а гармонию и поэзию!

…Надо будет последовать совету Сергея Александровича и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru