Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

познакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

перечислять царства живой природы, приводить примеры представителей разных царств;

выделять признаки живых существ;

раскрывать ценность природы для людей.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

классифицировать объекты природы;

доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно;

анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;

сравнивать объекты природы по известным признакам;

использовать знаково-символические средства (условные рисунки, схемы) при выполнении заданий рабочей тетради;

взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

Оборудование. У учителя —  книги «От земли до неба», «Зелёные страницы», «Великан на поляне»; куклы Муравья и Черепахи, Попугая и собаки Рыжика (далее в перечне оборудования не приводятся). У учащихся — учебник, рабочая тетрадь, тесты, электронное приложение к учебнику (далее в перечне оборудования не приводятся), атлас-определитель «От земли до неба».

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с представления персонажей учебно-методического комплекта (по с. 3 рабочей тетради): дети вспоминают и называют их, учитель демонстрирует куклы Муравья и Черепахи, Попугая и собаки Рыжика.  Затем выполняется задание на данной странице: учащиеся, работая индивидуально, формулируют и записывают вопросы, затем в ходе коллективной работы знакомят с ними  друг друга.

Далее дети знакомятся с УМК для 3 класса, опираясь на материалы рабочей тетради (с. 4-5). Дополнительно учитель демонстрирует тетрадь «Проверим себя». Важно показать и уже знакомые детям книги: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Пусть дети, опираясь на опыт работы в 1-2 классах, сами скажут о значении каждого из компонентов УМК в их учебной деятельности.

Учитель предлагает рассмотреть условные обозначения в учебнике (с. 2). Большинство их знакомо детям по учебникам 1—2 классов. Введен только знак «Задания повышенной сложности», но и он известен учащимся по рабочим тетрадям для 1 и 2 классов. Учитель предлагает детям по этим знакам рассказать о том, как будет организована их учебная деятельность в 3 классе.

Начать изучение первого раздела учебника следует с работы со шмуцтитулом. Учитель предлагает детям прочитать название раздела и его целевые установки. Учитель: «Ребята, скажите, чему мы уже учились в 1 и 2 классах, а какие задачи будут для нас новыми?»

Далее учитель предлагает открыть учебник на развороте «Природа» (с. 4—5). Учитель обращает внимание на изображение Муравьишки и просит вспомнить, что оно обозначает (рубрику «Что узнаем, чему научимся»).  По тексту учебника дети знакомятся с целевыми установками урока. Учитель указывает на слова «царства», «классифицировать», просит сказать, как дети их понимают, и сообщает, что точное значение этих слов мы узнаем на уроке.

Актуализация знаний и умений. С помощью задания и вопросов на с. 4 учебника дети вспоминают полученные в 1—2 классах сведения о природе, которые потребуются им при изучении нового материала.

Освоение нового содержания и его применение. Работу по новому материалу целесообразно начать с выполнения проблемного задания на с. 4 учебника: используя иллюстрацию, дети доказывают положение о том, что природа удивительно разнообразна. При необходимости учитель направляет внимание детей на изображение тех или иных объектов природы, например реки и камней по ее берегам (вода и камни – объекты неживой природы),  поясняет, что зверек, изображенный на рисунке - это бурундук (его могут не знать дети, живущие в Европейской части России), в круге изображены бактерии (увидеть их можно только под микроскопом). Выслушав детей, учитель предлагает им прочитать текст на с.5 учебника и выделить в нем новые сведения. Дети работают самостоятельно, после чего учитель может задать вопросы: «Что значит классифицировать объекты природы? Что такое биология? От каких слов происходит название этой науки? Что такое царства живой природы? На какие царства ученые делят живую природу? Что такое бактерии? Чем они интересны?»

Далее детям предлагается самостоятельно выполнить задание в рабочей тетради (с. 6, №1), обсуждение которого позволяет перейти к вопросу о ценности природы для людей.

Выполняется проблемное задание на с. 6 учебника (вверху); выслушав детей, учитель просит  прочитать текст на данной странице и с его помощью уточнить и дополнить свои высказывания. Чтобы разнообразить виды деятельности детей, этот текст можно прочитать вслух (по цепочке).

Полученные знания применяются при работе в парах по заданиям учебника (с. 6-7).  Следует обратить внимание на то, что при выполнении  задания №1 учебника используется рабочая тетрадь (с. 6, №2), где помещен текст «Разнообразие природы». В этом тексте дети должны подчеркнуть объекты неживой природы одной чертой, а объекты живой природы – двумя. При выполнении задания №2 учебника дети в случае затруднения могут обратиться ко второму абзацу текста рабочей тетради, где приводятся признаки живого. По этим признакам они сравнивают камень и кошку, а затем приводят аналогичные примеры для сравнения. При выполнении задания №3 учебника дети вновь обращаются к рисунку на с. 4-5, а задание №4 предусматривает использование «Страничек для самопроверки», помещенных в конце учебника (с. 171).

Далее организуется индивидуальная работа по вариантам с использованием заданий №3-7 рабочей тетради(с.7-9). Каждому варианту целесообразно предложить одно задание. Дети, выполняющие задание №5, используют атлас-определитель «От земли до неба». Работа завершается коллективной проверкой всех заданий.

Контроль и оценка достижений.  По вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя» (с.7 учебника) дети проводят самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Выводы и обобщения. Обобщение материала проводится коллективно.  Выводы учащихся сопоставляются с выводом на с. 7 учебника.

Домашнее задание. 

Дается по  материалам рубрик учебника «Задания для домашней работы», «Странички для любознательных»,  «На следующем уроке» (с.8-9). Всем детям следует предложить задание №1. Учитель поясняет, что для ведения словарика предназначены страницы в конце  рабочей тетради (с. 89-90). В словарик дети записывают только термины, а их объяснение готовятся дать устно. При этом учащиеся могут обращаться к соответствующему материалу учебника, чтобы  вспомнить и повторить изученное на уроке.  Задание №2 можно предложить выполнить по желанию, особенно детям,  увлекающимся театральными постановками, любящим фантазировать, сочинять и т.д. Задание №3 учитель, по своему усмотрению, может дать либо всем учащимся, либо тем, кто проявляет аналитический склад ума, любит работать с научно-познавательной литературой. По желанию можно прочитать рассказ в рубрике «Странички для любознательных» и подготовить сообщение к уроку. Всем учащимся предлагается проработать материал рубрики «На следующем уроке».

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru