Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;

давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

определять количество дней в неделе;

называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Метапредметные результаты:

выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);

моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;

участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»;

находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;

составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;

писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Личностные результаты:

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; глобус, фонарик, ободок с изображением земного шара, названия дней недели, написанные на отдельных полосках бумаги, магниты; шаблоны двухсторонней ярославской игрушки «День — ночь», прутики; игрушка-волчок. У учащихся — гуашь или цветные карандаши, или фломастеры; ножницы, клей.

Ход урока

Целеполагание. Учитель начинает урок с чтения отрывка из стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени»:

Прислушайся к часам ты:

— Тик-так, тик-так, тик-так, —

Поет веселый гномик,

По имени Тик-так.

 

Когда сойдутся стрелки,

Он знает, что вот-вот

К нему Румяный Полдень

Поговорить зайдет.

 

А разбегутся стрелки — 

Его разыщет брат,

Веселый Добрый Вечер,

Как много лет назад.

 

Его сменяя, Полночь

Тихонечко придет,

По имени Тик-Така

Чуть слышно назовет.

 

Пробудет до рассвета

И убежит опять.

И станет с Добрым Утром

Тогда Тик-Так играть.

 

А лишь сойдутся стрелки,

И в комнату вот-вот

К Тик-Таку снова Полдень

Поговорить зайдет.

 

Учитель: «Ребята, о чем это стихотворение? (О часах, о времени.) На прошлом уроке мы говорили об измерении времени. Давайте проверим, какие единицы измерения времени запомнили наши куклы-помощники. (Ученики отвечают за кукол.) А теперь попробуйте догадаться, о какой единице измерения времени говорится в стихотворении. Кто хочет мне помочь? Нужны четыре помощника». Вызвавшимся детям учитель дает игровые имена: Утро, Полдень, Вечер, Полночь. Дети берутся за руки. Учитель: «Давайте паре Утро — Полдень мы дадим общее имя — День, а пару Вечер — Полночь назовем Ночь. Какое одно общее имя можно дать всем нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица измерения времени? (Сутки.)» Учитель предлагает детям, участвующим в сценке, соединиться в хоровод и двигаться кругом по часовой стрелке, при этом немного продвигаясь в сторону. Движение хоровода учитель сопровождает чтением текста первого абзаца со с. 20 учебника.

Аналитический этап. Учитель: «С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали древние греки. Прочитаем об этом в учебнике». Учащиеся читают текст мифа на с. 21 учебника.

Тренировочные упражнения. Учитель спрашивает у детей, какие еще волшебные объяснения чередования дня и ночи им известны. Предлагает придумать свои сказочные истории и выполнить задание № 1 на с. 14 рабочей тетради.

Для активизации детского воображения можно обсудить, что изображено на фотографиях вверху с. 20 учебника. Это — ярославская игрушка «День — ночь», которая сфотографирована с двух сторон: с одной стороны светлая птица День держит в лапках бодрствующее солнце; с другой стороны — темная птица Ночь со спящим солнцем в лапках. Учитель может предложить детям смастерить по такому же принципу свою игрушку из картона. Для этого необходимо по шаблону вырезать силуэты двух птичек в зеркальном изображении, раскрасить их, изобразив День и Ночь. Силуэты склеить изнаночными сторонами, предварительно вставив внутрь тонкий прутик. Для экономии времени учитель может заранее приготовить картонные силуэты (по паре на каждого ученика). По окончании работы можно вспомнить народные загадки, которые тоже сравнивают, как ярославская игрушка, день и ночь с волшебными птицами и другими животными. Например: «Черная птица спать уложила; белая прилетела — встать повелела», «Черная корова всех поборола; белая пришла — всех подняла».

Аналитический этап. Учитель берет кукол-помощников и говорит: «Итак, мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи, даже придумали свои сказочные истории, отгадали загадки. А теперь узнаем, как наука отвечает на этот вопрос. Вот, наши помощники заспорили: Девочка считает, что Солнце ходит вокруг Земли и попеременно освещает то одну, то другую ее сторону. А Мальчик говорит, что это Земля вращается вокруг Солнца, и потому объяснение Девочки неправильно. Ребята, поднимите руки те, кто согласен с Мальчиком. А кто поддерживает Девочку? Давайте вспомним урок «Мы — жители Вселенной». Мы тогда познакомились с тем, как устроена Вселенная. И знаем, что раскаленное небесное тело — звезда Солнце — находится в центре, а планеты — холодные небесные тела, в том числе и наша Земля, — вращаются вокруг него. Вот такой небесный танец. Значит объяснение Девочки, почему происходит смена дня и ночи, неправильно.

А теперь давайте разберемся с помощью учебника. Перед тем, как прочитать объяснение в учебнике, давайте вспомним, на какой стороне горизонта солнце восходит, а на какой заходит. Что такое Северный полюс, Южный полюс?» Затем учитель читает текст на с. 20—21 учебника о вращении Земли вокруг воображаемой оси, запускает детский волчок для наглядной демонстрации вращения предмета вокруг собственной оси; подтверждает текст, показывая опыт, в котором вращающийся глобус освещается статичным фонариком. Предлагает рассмотреть схему в учебнике на с. 20, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждает ее с детьми.

Тренировочные упражнения. Далее учитель предлагает ученикам попробовать себя в роли Земли и Солнца. На голову одного из желающих надевает бумажный ободок с изображением земного шара. Другой ученик держит в руках включенный фонарик. «Земля» кружится вокруг «Солнца», одновременно вращаясь вокруг своей воображаемой оси.

Затем выполняются задания № 2 и № 3 на с. 14—15 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель, вращая глобус, освещаемый фонариком или лампой, говорит: «Вот Земля полностью обернулась вокруг своей оси. Сколько времени прошло? (Сутки.) А как называются семь суток вместе? (Неделя.)» Хорошо читающий ученик зачитывает текст на с. 22—23 учебника. Учитель предлагает детям назвать дни недели, одновременно выстраивая их последовательность на доске с помощью магнитов и полосок бумаги, на которых написаны названия дней недели. Задаются вопросы: «Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым? Какой из дней С. Маршак назвал «колесиком недели»? Почему?»

Тренировочные упражнения. Для закрепления знаний о днях недели дети выполняют задание № 4 на с. 15 рабочей тетради.

Далее учащиеся рассматривают рисунки на с. 22 учебника, обсуждают их, а также вопросы, предлагаемые в рубрике «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Выводы и обобщения. Завершая урок, учитель задает классу вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 23 учебника), зачитывает вывод урока.

Региональный компонент. Подберите в творчестве народов своего края легенды о смене дня и ночи. Предложите детям создать кукольный спектакль, сделать рисунки и другие творческие работы на этой основе.

Физкультминутки. Игра «День — ночь». Дети в шеренге попеременно производят расчет на «день» и «ночь». Игроки «день» остаются стоять лицом к учителю, а игроки «ночь» поворачиваются спиной. Все игроки в таком положении сцепляются под руки, и каждый тянет вперед в свою сторону.

Домашнее задание: ... .

 

Рекомендации для занятий в семье. 

Рассматривая творческую работу ребенка по теме урока, побеседуйте с ним и поделитесь своим восприятием смены дня и ночи в сутках. Расскажите о ритме своей рабочей недели и дней отдыха. Вместе с ребенком выполните творческую работу «Моя неделя» в рабочей тетради.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru