Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми;

располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше-теперь», «давно-недавно» с опорой на собственный опыт.

Метапредметные результаты:

различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно;

определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры;

различать предметы культуры и произведения культуры;

сравнивать предметы культуры с образами, взятыми из природы;

сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное;

сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.

Личностные результаты:

делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;

осознавать необходимость бережного отношения к предметам и произведениям культуры.

Оборудование. У учителя — кассета с записью голосов птиц, свистулька, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», изображения животных (селезень, петух и курица, козлик). У учащихся — свистулька, ножницы, клей.

Предварительная работа. Проведите экскурсию в окрестностях школы, обращая внимание детей на старинные и современные здания, памятники, транспорт, систему освещения улиц.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Урок можно начать, вновь обратившись к разворотам учебника с. 4-5 и 6-7. Кратко повторите, что из представленного на этих страницах относится к природе.

Целеполагание. Затем предложите детям перечислить изображения тех предметов, которые не относятся к природе (космический корабль; самолёт; храм; дом деревянный и многоэтажные дома; парусник; игрушечный медведь; дом и забор; горящая электрическая лампочка над входной дверью; автомобиль). Определите назначение каждого из этих предметов в жизни людей. Сравните природный свет солнца и искусственный свет лампы.

Аналитический этап. Далее откройте разворот с. 10-11. Предложите найти обобщающее слово для предметов окружающего мира, созданных людьми (культура). Читающие дети могут прочитать это слово в названии разворота.

Тренировочные упражнения. Послушайте запись голосов птиц. Покажите детям, как можно сыграть мелодию с помощью свистульки. Предложите каждому сыграть на своей свистульке поодиночке и вместе, стараясь, чтобы от их музыки было такое же гармоничное впечатление, как от звучания птичьих голосов.

Аналитический этап. Предложите детям внимательно рассмотреть свистульки и сравнить их с образом птиц. Для сравнения покажите картинки с изображениями селезня, петуха и курицы, козлика. Пусть учащиеся найдут общее и различное. (Самая большая свистулька напоминает селезня — водоплавающую птицу; парочка поменьше похожа на пестреньких петушка и курочку; у свистульки рядом с «селезнем» тельце как у птицы, а голова как у козлика — с рожками и бородкой.) Затем дети должны постараться определить, из какого природного материала сделаны эти игрушки (глина). Спросите, понравились ли они ребятам и для чего, как им кажется, их делают. Выслушайте детские предположения. Суммируя их, расскажите детям о том, что люди стали делать такие свистульки очень давно, в глубокой древности. Тогда считалось, что мелодичные звуки глиняных птичек, напоминающие птичье пение, на исходе зимы могут позвать настоящих птиц скорее принести людям весну, тепло, радость. По старинным образцам их делают до сих пор, как мастерица на фотографии в учебнике (с. 10). Но теперь свистульки стали просто игрушками и украшением в доме.

Выводы и обобщения. Так, со временем может изменяться назначение предметов культуры в жизни людей. Сейчас у них другое очень важное дело: древние по своему происхождению предметы культуры соединяют нас, современных людей, с нашими далекими предками. Помогают нам с благодарностью помнить их, ценить их доброе отношение к миру природы вокруг, наблюдательность, мягкий юмор, учиться этой доброте, вниманию, любви к красоте окружающего мира, его звукам, краскам, образам.

Региональный компонент. Если есть возможность, подберите для урока музыкальные игрушки народов своего края. Подтвердите, таким образом, мысль о культурной преемственности разных поколений с опорой на местный материал.

Далее дети отвечают на вопросы: «Какие предметы куль туры вы встретили на экскурсии? Какие из них были созданы давно? Какие появились недавно? Какие, возможно, только еще создаются прямо на наших глазах? Как освещаются наши улицы?»

Учитель: «Рассмотрите фотографии на с. 11 учебника. Сначала назовите объекты природы, затем — предметы культуры. Постарайтесь определить, какие предметы куль туры, на ваш взгляд, созданы достаточно давно (храм, па мятник, автомобиль), а какие — недавно (вертолет, тепло ход, многоэтажный жилой дом). Подумайте, почему в городе мы часто не видим звезд на ночном небе». (Облачность, за дымление, смог, электрическое освещение.) Сформулируйте для детей этическую оценку двух последних фактов.

Далее предложите детям открыть рабочую тетрадь на с. 10—11. Покажите портрет А. С. Пушкина. Кратко, но убедительно скажите о месте, которое занимает поэт в куль туре России, и выразительно прочитайте отрывок из его произведения «Сказка о царе Салтане…». Учащиеся должны рассмотреть иллюстрацию к этому отрывку, перечислить объекты природы и выполнить аппликацию по заданию № 2 с использованием Приложения. Обратите внимание детей на то, как преобразилась иллюстрация после выполнения задания. Учитель: «Перечислите, что из объектов природы добавилось в композиции. Что бы вы хотели добавить сами? Какие предметы культуры появились на рисунке? Что бы вам хотелось изобразить еще?»

В конце урока сделайте вывод: «Культура в отличие от природы — это все то, что создано и создается людьми. Куль тура преображает природу, жизнь людей и самого человека. Предметы культуры соединяют людей друг с другом, даже если их разделяет время; помогают нам понять наших далеких предков».

Физкультминутки могут быть проведены в сопровождении мелодии, которую учитель играет на своей свистульке. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним.

Рекомендации для занятий в семье. Прочитайте вместе с ребенком «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина. Помогите ему выучить наизусть тот отрывок, который особенно понравился, и нарисовать к нему иллюстрацию для выставки. Можно дорисовать детали к аппликации «Чудный остров».

Глоссарий.

Культура - человеческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и связанная с самовыражением человека, проявлением его собственно человеческой сущности, а также результаты этой деятельности.

 

Урок 2

 

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми;

различать разные виды культуры;

располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше-теперь», «давно-недавно» с опорой на собственный опыт.

Метапредметные результаты:

различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно;

определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры;

различать предметы культуры и произведения культуры;

сравнивать предметы культуры, созданные из материалов природы, и произведения культуры, созданные воображением человека с помощью естественного языка, его голосом, движениями тела, с помощью музыкальных инструментов (условно – культура рукотворная и нерукотворная);

сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное;

сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.

Личностные результаты:

делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;

осознавать необходимость бережного отношения к предметам и произведениям культуры;

понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.

Оборудование. У учителя — кассеты с записью народной песни, музыки к балету и танцу на льду, магнитофон; портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». У учащихся — собственная иллюстрация к пушкинской сказке, любимая игрушка.

Предварительная работа. Первый вариант — организуйте для учеников посещение детского спектакля или концерта. Второй вариант — договоритесь с артистом или группой артистов (чтецов, певцов, музыкантов) о выступлении в классе, на уроке. Заранее перед уроком подготовьте выставку детских иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…».

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Урок можно начать с закрепления представления о культуре. Для этого предложите выполнить задание 3 в теме «Культура» по Рабочей тетради № 1: назвать все предметы культуры, изображенные на с. 3, 4 – 5, 6 – 7, 10 – 11.

Затем предложите детям по желанию рассказать отрывки из сказки А.С. Пушкина и представить свои иллюстрации.

Целеполагание. После такого импровизированного детского концерта можно задать вопросы: «Является ли «Сказка о царе Салтане…» предметом культуры? Можно ли сказку А. С. Пушкина сравнить, например, с памятником или зданием на улице города (села)? Что общего у этих предметов культуры? В чем различия?» (Общее то, что они созданы человеком. Различия в материале, из которого они созданы; в способах создания; в форме существования этих предметов в окружающем мире.)

Аналитический этап. Учитель: «Подумаем над непростым вопросом: как понять слова А. С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (Проводится обсуждение этого вопроса).

Рассмотрите изображения предметов культуры в учебнике на с. 12—13. Для чего они предназначены? Положите ладошку на страницу, где изображены предметы культуры, которые сделаны из материалов, взятых из природы вокруг человека. Назовите эти материалы. (Кирпич из глины, дерево, мочало, дерево и краски, ткани.) Попытайтесь рассказать, с помощью, каких инструментов люди делают эти предметы культуры. Какие предметы культуры здесь наиболее старинные? (Оба здания только строятся, поэтому они новые. Но дом из бревен строится так же, как строили в далекие времена наши предки. Храм из кирпича по форме тоже повторяет старинные здания, а строится с помощью подъемных кранов, которых в старину не было. Все куклы сделаны не давно современными мастерами и даже детьми, но с использованием старинных приемов изготовления.) Некоторые из этих приемов мы узнаем на следующем уроке.

А теперь положите ладошку на страницу, где изображены произведения культуры, которые созданы человеком с помощью его собственного голоса и речи, движений тела, особых сочетаний слов.

Тренировочные упражнения. Попробуем подобрать музыку, под которую танцует балерина, под которую кружится пара фигуристов на льду; послушаем, какую песню поют народные исполнители. Постараемся решить, какие произведения наиболее старинные, какие более новые». (Народная песня самая старинная. Недаром и костюм народных исполнителей тоже старинный, таких сейчас уже в повседневной жизни не носят. Моложе народной песни музыка к балету. Еще моложе современная музыка для танца фигуристов.)

Первый вариант предварительной работы. Учитель: «Вспомним, где мы побывали накануне, какой спектакль (концерт) видели (слушали). Расскажите, что вам особенно запомнилось в этом произведении культуры».

Второй вариант предварительной работы. Выступление приглашенных артистов. После выступления дети благодарят артистов аплодисментами. Учитель: «Расскажите, какие произведения культуры вам особенно понравились в этом исполнении».

Третий вариант продолжения урока (если невозможны первые два). Дети делятся на группы по желанию и готовят маленький спектакль со своими любимыми игрушками (с использованием стихотворений, песенок, считалок). Эта работа может быть перенесена в группу продленного дня.

Региональный компонент: продолжение урока по первому, второму и третьему вариантам можно специально выстроить, обратившись к произведениям устно-поэтического, песенного, музыкально-танцевального искусства народов своего края, в том числе к национальному детскому фольклору.

Еще один непростой вопрос: «Для чего людям нужна такая разнообразная культура?»

Культура чрезвычайно разнообразна по своим формам, материалам, способам изготовления, исполнения. Вот почему то, что люди создают из природных материалов, можно назвать предметами культуры; то, что люди создают с помощью своего голоса, речи, телодвижений, обычно называют произведениями культуры. Предметы культуры, если к ним бережно относиться, могут существовать в окружающем мире практически вечно. Произведения культуры после исполнения остаются только в памяти. В старину люди и хранили их в памяти, бережно передавая из уст в уста предания, сказания, песни, сказки, показывая молодым, как танцевать, как мастерить те или иные изделия. Со временем люди изобрели предметы культуры (книги, принадлежности для письма и печати, магнитофоны, видеомагнитофоны, кинокамеры, фотоаппараты и др.), которые тоже помогают надолго сохранять произведения культуры (на бумаге, на магнитной пленке, фото и кинопленке, на дискетах, дисках, флеш-картах).

В конце урока сделайте вывод: «Культура очень разнообразна. Она все время развивается. Самое важное передается из поколения в поколение, словно незримая нить связывает нас и тех людей, которые жили задолго до нашего времени».

Физкультминутки могут быть проведены в сопровождении музыки к балету, танцу фигуристов, в ритме детской считалки. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним.

Со считалкой физкультминутку можно провести так. Дети в позиции «руки на поясе» подпрыгивают и хором скандируют считалку:

Тили-тели,

На лавочке сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Если ответ – царь, царевич, король или королевич, дети поворачиваются лицом к окнам в классе, руки поднимают вверх. Если ответ – сапожник, портной, поворачиваются лицом к двери, руки вытягивают вперёд перед собой.

Рекомендации для занятий в семье. Посмотрите вместе с ребенком мультфильм, послушайте вместе музыку, спойте песенку или потанцуйте (по выбору). Побеседуйте о том, что вы чувствовали во время совместного восприятия или исполнения произведения культуры.

Глоссарий:

Культура рукотворная – область человеческой деятельности, связанная с преобразованием природных материалов вне человека и имеющая своим результатом реальный материальный предмет.

Культура нерукотворная – область человеческой деятельности, связанная с использованием естественного языка (словесная культура), голоса (пение), пластики человеческого тела (танец), с извлечением звуков из музыкальных инструментов. До изобретения способов фиксации на различных носителях (с древности до современности) результаты такой деятельности сохранялись только в памяти человека и передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru