Цели:

Актуализировать знания уч-ся по изученным горным породам.

Организовать практическую деятельность школьников по выявлению свойств песка и глины.

Помочь уч-ся целостно представить материал изучаемой темы.

Развивать умения применять полученные знания на практике, участвовать в диалоге по теме. 

Оборудование: учебники, рабочие тетради, физическая карта России, виды полезных ископаемых, лабораторная посуда, портрет М.В.Ломоносова, презентация урока на слайдах.

Ход занятия

1. Организационный этап:

- С каким настроением пришли на урок?

- Возьмёмся за руки и почувствуем тепло рук своих друзей, их поддержку.

2. Этап проверки домашнего задания.

О сегодняшней погоде расскажут дежурные «синоптики» и составят её модель

Мы видим, что температура воздуха с каждым днём понижается. Но так и должно быть в природе. Ведь по народному календарю день 19декабря - День Николая Угодника Зимнего.

Повторение полученных знаний..

- Россия издавна славится великими людьми. О них готовили материал к сегодняшнему уроку.

- Кто готов рассказать о реформах Петра1? (Сообщение уч-ся о Петре).

- Одним из важнейших Петровских реформ стало становление российской науки. Россия из тёмной, необразованной страны превратилась в сильную империю.

- Кто подготовил сообщение о М.В.Ломоносове? (Сообщения детей)

«Мозговой штурм»:

- Ломоносов является основоположником российской науки. Он первым обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Учёный обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. Так в Петербурге был основан Минералогический Музей.

- А вы сейчас запишите, каким горным породам соответствуют эти условные обозначения? (Взаимопроверка тетрадей. Затем ответы проверить на слайде 4, поставить самостоятельно оценки за работу).

3. Этап актуализации субъективного опыта уч-ся.

- Как называется этот минерал? (Показ образца из коллекции минералов: гранит)

- Расскажите о свойствах гранита по плану 

- О чём ещё можете рассказать? (Известняк - Рассказ по плану об известняке)

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (Дети определяют тему урока)

- Молодцы! В ходе лабораторной работы мы узнаем…

- Верно. Изучим свойства песка и глины.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

- Вы будете настоящими учёными, как Ломоносов, исследователями. Работать будем в парах. На столах есть всё необходимое: песок, глина и лабораторная посуда. Результаты будем записывать в рабочую тетрадь стр.18, табл. №30 (Лабораторная работа походит согласно пунктам плана из рабочей тетради)

 5.Этап первичной проверки понимания изученного.

- Сейчас мы с вами работали как настоящие учёные с той лишь разницей, что мы исследовали уже изученное, а учёные исследуют неизвестное. Как вы думаете, где используется песок и глина? (Ответы детей)

- Изделия из влажной глины обжигают в специальных печах, чтобы стали твёрдыми. Такие изделия называют керамическими. (Показ образцов).

Физкультминутка

(Звучит музыка. Один ученик у карты показывает и называет объекты, а дети выполняют соответствующие движения).

Горы - высокие,
Степи - широкие,
Реки - быстрые!
И всё это - наша родина!!!

6. Этап закрепления изученного.

- Найдите месторождения песка и глины на карте. Ребята, горные породы, которые использует человек - называются полезными ископаемыми.

7. Этап применения изученного. (Работа по учебникам)

- Давайте с вами рассмотрим, как образовались горные породы? Работать будем в группах и составим схему образования горных пород:

1гр.- Как образовались магматические породы? с.90, 2-й абзац.

2гр.- Какие горные породы образовались на дне океанов? с.90-91, 4-й абзац.

3гр.- Что такое метаморфические горные породы? с.90, текст в рамке.

(Во время ответов прикрепляются карточки на доске).

 

(Объясняю значение слова – метаморфические - метаморфоза, изменение, превращение чего-либо).

- Приведите пример магматических пород, осадочных, метаморфических.

8. Этап обобщения и систематизации.

- Люди постепенно открывали свойства горных пород, учились их использовать. Роль полезных ископаемых в жизни столь велика, что в зависимости от материала, из которого человек изготовлял орудия труда, историки разделили всю историю человека на большие периоды - века. И назвали их по имени полезных ископаемых. (Работа по "ленте времени").

9. Этап контроля и самоконтроля.

- Ребята! Я вам прочту стихотворение местного поэта Анатолия Николаевича Дедова "Край родной", а вы узнаете, какое полезное ископаемое есть в Валуйках.

Неба голубого занавески
Ветви белоснежные берёз
Осени резные листья - фрески
Душу растревожили до слёз
Меловые взгорья, перелески
Блещет серебром Оскола плёс
Алые рябины так прелестны
Край родной люблю тебя всерьёз.

- Верно, это - мел. Посмотрите на эти фотографии холмов Валуек. Вы видите, что они полностью меловые. Мел - это тоже известняк, только более хрупкий. О нём поговорим на следующем уроке. 

10. Этап коррекции.

- Людям требуется много полезных ископаемых. Но их запасы в стране небезграничны. Места выработок не восстанавливаются. Поэтому надо бережно их расходовать, экономно использовать все подземные богатства. Эту задачу можно озвучить стихами:

Любите родную природу
Озёра, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.

11. Этап информации о домашнем задании.

- Дома вы можете составить кроссворд о полезных ископаемых, но для этого нужно прочитать материал на с.89-92. Желающие могут подготовить материал о меле самостоятельно по плану или сообщение.

12. Этап подведения итогов учебного занятия.

- На уроке работали активно и заработали оценки........

- Посмотрю ещё результаты тестирования.

13. Рефлексия.

(Вербальная «цепочка»).

- Спасибо за урок.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru