Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны;

показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона;

находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике;

характеризовать крупнейшие равнины и горы России;

характеризовать поверхность своего края.

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг;

выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями и традициями;

работать по плану, составленному совместно с учителем.

Личностные результаты:

осознавать чувство ответственности за сохранность равнин и гор России.

Оборудование: у учителя — диск с записью первого куплета песни «Вижу чудное приволье», физическая карта России, слайды мультимедийной проекции; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Начинать этот и последующие уроки целесообразно с пятиминутки работы по карте «Я — географ»: вызванный к доске ученик находит на настенной физической карте те природные объекты, на которых было акцентировано внимание на предыдущем уроке: озеро Байкал, Уральские горы, река Волга, полуостров Камчатка.

Затем по вопросам рубрики «Проверим себя» повторяется материал предыдущего урока. Особое внимание при этом нужно обратить на связность рассказов учащихся.

Целеполагание. Визитной карточкой темы данного урока может быть мелодия русской народной песни «Вижу чудное приволье». Детям задаётся проблемный вопрос: «Какой теме будет посвящён урок?» Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует учебную задачу: изучить основные формы земной поверхности (рельефа) России.

Аналитический этап. В отличие от предыдущего урока, материал данного урока учитель объясняет сам, показывая на физической карте изучаемые объекты и используя слайды мультимедийной проекции для показа иллюстраций (с. 54 учебника).

После объяснения (в ходе беседы после чтения с. 54—57) составляется план изученного материала:

Какие природные объекты являются формами земной поверхности?

Равнины и их формы.

Горы и горные хребты.

Русская равнина.

Западно-Сибирская равнина.

Среднесибирское плоскогорье.

Уральские горы.

Кавказские горы.

Алтай и Саяны.

Вулканы Камчатки.

Для того чтобы дети могли воспользоваться этим планом при выполнении домашнего задания, в ходе составления плана можно на интерактивной доске постепенно высвечивать эти пункты плана, а в конце урока раздать детям его распечатки.

Тренировочные упражнения. Закрепляется этот материал в ходе выполнения заданий 1—2 в рабочей тетради.

Затем обсуждается вопрос о том, как влияют формы рельефа на жизнь людей, их хозяйственную жизнь, обычаи и традиции (рубрика «Обсудим» на с. 57). При этом следует учесть, что формы рельефа — всего лишь одна из составляющих природных условий, влияющих на хозяйственную и духовную жизнь населения. Не меньшее, а зачастую и большее значение имеет наличие полезных ископаемых, климатические особенности, природные зоны и т. д. Поэтому, используя сопоставление двух иллюстраций (слайдов мультимедийной проекции) с изображением села на равнине и горного села, следует сконцентрировать внимание учащихся на обширности полей на равнине и нехватке земель сельскохозяйственного назначения в горах, из-за чего на равнинах выращивают злаковые культуры, картофель, подсолнечник, используя сельскохозяйственные машины, а в горах — фруктовые деревья, чай в южных районах без использования тяжёлой техники или занимаются скотоводством.

Закрепляется материал в ходе выполнения задания 3 в рабочей тетради.

Следующий этап урока является весьма важным для последующего выполнения коллективного проекта «Природа нашего края». Учитель поясняет детям, что узнать что-то новое о природных объектах своего края можно только в результате планомерного исследования: изучения карт, чтения краеведческой литературы, поиска нужной информации в Интернете. Задания к этим исследованиям помещаются в рубрике «Подумаем». Далее в зависимости от подготовленности класса, либо он разбивается на группы по 3—4 человека, либо задания на следующий и дальнейшие уроки даются индивидуально. Можно распределить задания уже на этом уроке, чтобы дети могли готовить доклады постепенно, без спешки.

Выводы и обобщения учащихся. Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя».

Этап рефлексии.

Домашнее задание: подготовить связный рассказ по разработанному плану, доклад по заданию рубрики «Подумаем» (индивидуальный или в группе), задания 4—5 в рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: помочь подготовить связный рассказ по плану, доклад и задания 4—5 в рабочей тетради.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru