Цель: формирование у детей ресурсов противостояния "опасностям", исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

Задачи:

формировать у детей понятия: здоровье (физическое, психическое, духовное), болезнь, защитные барьеры организма, лекарства, лечение, самолечение, зеленая аптечка;

развивать умения поддерживать и сохранять собственное здоровье;

воспитывать ответственность за свое поведение, здоровье, за свое будущее;

развивать мышление, речь, познавательные интересы.

Оборудование:

сетка кроссворда

домашняя аптечка

таблицы-рисунки лекарственных и ядовитых трав

фонограмма

видеофильм

Ход урока

1. Разгадывание кроссворда.

 

Горькими бывают, сладкими бывают, водой дети их запивают: (таблетки)

Лишний раз его не трожь, не игрушка острый нож : (нож)

Что опасного во мне, если супа нет на дне?
Только если суп горяч -
От детей меня ты прячь. (кастрюля)

И долга и коротка, а один одному не верит, всех на себя мерит.. (жизнь)

-Прочитайте ключевое слово. Тема урока "Что нужно знать о лекарствах и как вести себя, когда что-то болит.

2. - Что такое боль?

- В каких случаях вы ощущали боль?

- Какая бывает боль?

 


 

3. Анализ ситуации:

Шип в мою ладонь впился
Как-то прошлым летом.
Я поплакал с полчаса
И забыл об этом.
В лоб ужалила оса -
Я внезвидел света.
Но проплакав с полчаса,
Все ж забыл об этом.
А ужалил злой язык -
Все пошло иначе:
Как заплакал я в тот миг,
Так поныне плачу.
(О.Дриз)

- Какая боль физическая или душевная дольше не заживает и почему?

- Как вы понимаете, что такое душевная боль?

- Как надо вести себя, чтобы не причинить себе и другим боль?

4. Игра "Закончи фразу"(работаем в четверках).

1. Если у меня болит зуб, я :

2. Если у меня болит живот, я :

3. Если у меня болит голова, я ..

4. Если я поцарапал руку, то :

5. Если я ушиб колено, то :

6. Если я обжег палец, то :

5. Проверка.

Высказывания от каждой группы.

- Помогают победить боль лекарства, растения, массаж.

Вывод: Если я испытываю сильную боль, то сначала попытаюсь понять ее причину, а потом обязательно расскажу об этом родителям, учительнице, врачу или другим близким взрослым.

Боль нельзя терпеть, это опасно для здоровья.

6. Валеологический самоанализ - Что нужно знать о лекарствах.

- Назови известные тебе лекарства.

- При каких заболеваниях ты их принимал? В каких количествах?

- Вспомни вкус известных тебе лекарств.

- Как быстро ты почувствовал, что лекарство помогло?

- Для чего нужны лекарства?

7. Рассказ учителя о лекарствах.

Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настои растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстродействующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Еще позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными.

Оказывая положительное воздействие на больной организм человека, лекарство может в очень маленькой степени, но все же влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приему лекарств надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, так как будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется температура, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.

Запомни:

Безвредных лекарств не бывает.

Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.

8. Оздоровительная минутка.

Движения для головы:

Вверх-вниз - 8 раз.

Из стороны в сторону - 8 раз.

Круговые вращения головой - 2 раза в одну, 2 раза в другую - 6 раз.

9. Где можно взять лекарства? (в аптеке, в аптечке).

Работа над стихотворением С.Михалкова. (Читаю по ролям)

Объявление у дверей:
"Вход для птиц и для зверей".
Нарисован красный крест:
Заходи - медведь не съест!
Прибежал, Петух, в аптеку.
- Здравствуй, Миша! Кукареку!
- Что вам, Петя-петушок?
- Мне бы новый гребешок!
Гусь вошел в аптеку боком,
Покосился правым оком:
- Засорился левый глаз,
Нет ли капелек у вас?
За Гусем Козел ввалился:
- Я, Топтыгин, отравился:
Съел прегорький корешок,
Дай послаще порошок!
Прихромал Барбос кудлатый,
- Кто за чем, а я за ватой:
Застудил я левый бок -
Под дождем вчера промок.

- Спрашивал ли Медведь рецепт врача?

- Какие лекарства хотели приобрести звери?

- Можно ли покупать без рекомендации врача?

(Нет, лекарство не только не поможет, но и может навредить здоровью)

10. Игра "Валеологический светофор".

- Я вам зачитываю ситуацию, а вы оцениваете поведение мальчики Миши соответствующим сигналом.

Повторим расшифровку световых сигналов:

Красный - поведение и поступки, опасные для здоровья

Желтый - поведение, требующее осторожности и осмотрительности

Зеленый - поведение и поступки полезные для здоровья.

Ситуация.

У Миши вечером заболел зуб, потом голова, он сказал об этом маме. Мама дала ему таблетку, уменьшающую боль, и сказала, что завтра они пойдут к врачу. Миша боялся лечить зубы и поэтому утром соврал маме, сказав, что зуб больше не болит, и отказался идти в поликлинику. Когда мама ушла на работу, Миша достал из аптечки обезболивающую таблетку и выпил, ему стало легче. В школе зуб заболел с новой силой. Дома Миша выпил еще две такие же таблетки и лег спать. Проснувшись на следующее утро, Миша не узнал себя: десна и щека сильно распухли.

-Как поступаете вы, когда у вас болит зуб?

-Где брал Миша таблетки?

11. Домашняя аптечка.

О ней расскажет мама Кати - Светлана Борисовна.

Дома у каждого из вас есть маленькая аптечка, в которой хранятся необходимые для оказания первой помощи лекарства.

Специалисты считают, что лучше всего для хранения лекарств подходит отдельный специальный ящик с дверцей. Лекарства в аптечке следует периодически заменять, так как они имеют срок годности, указанный на упаковке, по истечению которого лекарство употреблять нельзя.

В домашней аптечке должны находиться следующие медикаменты и материалы: лейкопластырь, бинт, стерильные марлевые салфетки, вата, готовые стерильные повязки, медицинский термометр, ножницы, аспирин, фурацилин, свинцовая примочка, йод, жидкость Новикова (зеленка), анальгин.

Вывод: В каждом доме должна быть аптечка, за содержанием которой необходимо следить.

12. Зеленая аптека.

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками" изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. (Показать на выставке).

После загадок - рассказы родителей о лечебных свойствах растений.

На маленькой ножке стоит у самой дорожки.

Подорожник. Растет там где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его "След Белого".

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах..

Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

От варом полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

Во лугах сестрички - желтый глазок, белые реснички.

Ромашка. Родина ее -Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов - щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей "зайцем", сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Не огонь, а жжется, не шмель, не пчела, а кусает.

Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей - гласит народная мудрость.

Ее используют как

Шиповник.

Красненька Матрешка,

беленько сердечко.

Что это?

Малина.

На зеленом шнурочке

белые звоночки.

Белые горошки

на зеленой ножке.

Ландыш

Мать-и-мачеха.

Брусника.

Тысячелистник.

Вывод: Я думаю, что дети сегодня много узнали как победить физическую боль, как помочь себе.

13. -А как все же победить душевную боль? (почитать книгу, посмотреть телевизор, послушать музыку и т.д.) Еще и массаж.

Я предлагаю послушать вам частушки о здоровье, которые вы приготовили с родителями и провести эмоциональный массаж для снятия негативных эмоциональных воспоминаний.

Эмоциональный массаж выполняется вдвоем. Один человек сидит на стуле в позе кучера и вращает головой поочередно сначала по часовой, а затем против часовой стрелки, другой, стоя за его спиной, слегка помогает этому вращению.

Сидящий на стуле, вращая головой, вспоминает сначала приятные случаи из жизни, а затем негативные ситуации. При этом его голова непроизвольно останавливается. Задача стоящего за спиной человека - не допустить остановки вращения головы. Выполнение этого вида массажа приводит к тому, что негативная информация постепенно стирается и замещается позитивной.

14. Дома: запомнить эмоциональный массаж, научить друга. Вместе с родителями оформить страничку с лекарственными растениями. Написать название растения, его действия на организм, сделать рисунок.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru