Цели:

1. Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности в разные эпохи времени.

2. Дать детям представление о пользе и вреде огня.

3. Систематизировать знания детей о том, что огонь опасен.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающим и собственной жизни.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Отгадайте загадку:

Отец горяч и красен, бывает он опасен. 
Накормишь – живет, напоишь – умрет. 
Шипит и злится, воды боится. 
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)

2. Сообщение темы кл.часа: Сегодня мы поговорим о пользе и вреде огня. Это очень важно для человека, так как люди пользуются огнем каждый день и надо знать, как им правильно пользоваться.

- Ребята, а представьте если бы на Земле не было огня? Было бы хорошо или плохо?

Открытие способа добывания огня — одно из важнейших приобретений человечества. Огонь вызывал в первобытном человеке страх и благоговение. Обладание огнём давало человеку неоценимые выгоды.

Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных пожаров либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь.

Давайте, на " машине времени” отправимся в разные века и разберемся чем был огонь для человека. Садимся в машину и летим (звучит космическая музыка).

- Посмотрите, кто это? (На видеопроекторе изображение первобытных людей живших в каменном веке).

Это древние люди, они жили очень давно.

- Давайте посмотрим был ли у них огонь. (На сцену выходят дети переодевшиеся в шкуры, и начинают разводить огонь, затем готовить пищу)

- Ребята посмотрите как они добывают огонь. Они ударяют камень о камень, появляется искра, она падает на прут и человек растирает его, затем образуется огонь. Скажите чем им служит огонь? Что они будут делать? (Готовить пищу, поддерживать тепло в пещере, защищаться от животных)

В первобытном обществе использовали следующие способы добывания огня:

Трение. Этот способ заключался в трении твёрдого дерева о более мягкое. Быстрее, если твёрдый кусок тереть в желобке мягкого.

Сверление. Твёрдый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком дереве и руками приводился в движение при помощи вращения. Кроме того, в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся. Ещё быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи тетивы лука.

Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут

- Как вы думаете, это добрый огонь? (Да, так как он помогает людям)

- Ой, что же произошло? (На сцене имитируют как загорелась шкура и огонь перекинулся на другие предметы, а потом и на человека).

- Пожар, но как же им справиться, ведь не было раньше пожарных машин? (Нужно без паники тушить пожар ветками, песком, а если рядом есть вода в емкостях по цепочке передавать воду и тушить: дети помогают тушить)

- Молодцы ребята помогли каменным людям справиться с бедой. Скажите, а это какой был огонь? (Плохой, так как он вышел из под контроля человека и нанес ущерб или причинил вред здоровью.

- Ну что ж, отправляемся дальше. Куда же теперь нас унесет " машина времени”? (Дети садятся в машину, гаснет свет, звучит музыка, на экране средневековая деревня). На сцену выходят дети, переодетые в одежду той эпохи. Женщина стоит у печки - варит, дети играют возле дома. Чем служил огонь в это время? (Люди готовили еду в печках, появились лампады, огонь служил для ремесленного дела)

- Смотрите дым идет прямо через крышу. Что случилось? Почему нет трубы?

Средневековая женщина: При строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.

Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг сгорало.

- Ребята как же им помочь потушить пожар? (Нужно носить воду и качать с водоема)

- Давайте послушаем как раньше тушили пожар (магнитофонная запись).

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Главной задачей приказчиков являлось наблюдение за тем, "чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не набросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц".

Техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

     На Руси самотечные водопроводы появляются в XI–XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы - в XI–XII вв. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города.

- Ребята, а как можно было оповестить людей, в то время о пожаре? Ведь телефонов не было? (Нужно было залезть на высокое дерево, гору, башню и звуковым сигналом: горном, криком, колоколом, оповестить о пожаре). Молодцы.

3. Физ.минутка: "Тили-бом, загорелся Кошкин дом” (дети выполняют движения под стихотворение).

- Летим дальше. Приземляемся (на экране современный мегаполис). Как современное общество использует огонь? (Ответы детей)

- Что нужно знать этим людям о пожаре в квартире? Нужно соблюдать противопожарную безопасность, чтобы избежать пожара:

- не баловаться спичками и зажигалками;

- не оставлять без присмотра включенными электроприборы;

- не сушить белье над плитой;

- не забывть выключить газовую плиту;

- не зажигать пиротехнику.

Молодцы!

4. Закрепление.

Снова взлетаем на нашей машине и летим в наш класс. Ребята понравилось путешествие? А сейчас выполните последнее задание: У меня на столе серии разных картинок, разделите эти картинки с видами огня на хороший и плохой. (Дети выполняют)

5. Итог.

- Скажите ребята, чем приходился огонь людям? Другом или врагом (другом, т.к он помогал людям). А в чем?

помогал переносить условия сурового климата;

смягчал пищу, делая её значительнее вкуснее, удобоваримее, позволяя при этом дольше её сохранять;

освещал ночью;

отгонял хищных зверей;

помогал превращать лес в пашню, удобряя её пеплом деревьев;

с его помощью обжигали посуду из глины, расплавляли металлы.

А когда огонь становится врагом? (Когда происходят пожары). Правильно. Молодцы ребята.

- Давайте хором прочитаем стихотворение которое написано на доске.

Знает каждый гражданин,
Это номер: "01”.
Если к вам пришла беда,
Позвони скорей сюда.

Запомните самое главное правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!”.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru