урок

Темы уроков: Чтение: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н] и [н,]. Буква Нн (с.40-43).

Письмо: Письмо строчной и заглавной буквы нН (с.14-15).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты:  учащийся познакомится со звуками [н] и [н,] и отражением их на письме с помощью буквы н, с позиционным чтением слогов,  местом буквы н на «ленте букв»; научится характеризовать звуки [н], [н,] по данной в учебнике схеме, находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги с буквой н и буквами, обозначающими гласные звуки, а также слова со знакомыми буквами, а также слова со знакомыми буквами, писать строчную н и заглавную Н по образцу в прописях, писать слоги и слова со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов и пересказа сказки.

Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках; осваивает логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции по составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление ценности труда в историческом  и культурном наследии России, понимание героического прошлого родины при работе со стихотворением «Русь», мотивация к творческому труду, работе на результат как усвоение национальных духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе?», компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».

 

Ход уроков

 

Целеполагание:  Дети совместно с учителем просматривают материал уроков на с.40-43 «Азбуки». Хорошо читающие дети читают заголовки тем. Учитель, кроме того, просит прочитать заголовок стихотворения И.Никитина и пословицы под ним. Учитель задает вопрос: «Сколько же тем мы будем обсуждать? (Ответы детей). Учитель делает вывод, что тем действительно две, но они взаимосвязаны. Просматривая с.41, дети отмечают, что будут изучать звуки [н] и [н,] и букву Нн. Учитель дает алфавитное название буквы – «эн» и в дальнейшем должен добиваться от детей правильного алфавитного названия.

Отталкиваясь от этого, учитель переходит к целеполаганию букварного периода. В отличие от целеполагания добукварного периода, формулировка букварного периода не сообщается детям, а вырабатывается вместе с ними в ходе беседы: «Какие звуки мы с вами изучали до этого? Какие это были звуки – гласные или согласные? Познакомились мы и с буквами, которые обозначают эти гласные на письме. А много ли слов мы с помощью этих букв смогли написать и прочитать? И что выражают такие слова? Значит, с помощью одних только гласных звуков мы можем выразить только чувства, эмоции. Мы же должны научиться читать и писать слова, которые выражают не только чувства, но и мысли. Мы должны научиться читать рассказы и стихотворения, задания по математике и сведения по окружающему миру, а это невозможно без изучения согласных звуков и отражающих их на письме букв. Это та цель, к которой мы должны стремиться. Это очень большая работа. Посмотрите на «ленту букв» (с.39). Синяя ее часть намного больше, чем розовая, а это означает, что букв для обозначения согласных гораздо больше, чем для обозначения гласных. Да и гласные мы еще не все изучили. Но это ничего. Прочитаем нижнюю пословицу (хорошо читающий ученик читает пословицу «Терпенье и труд все перетрут»). Что нам говорит народная мудрость?» (Ответы детей).

Изучение материала урока.

Чтение: Обсуждение темы любви к Родине.

Учитель читает стихотворение «Русь» И.Никитина и задает вопросы: «Какова главная мысль этого стихотворения? Какой называет поэт Русь? С кем он сравнивает Родину? К чему он призывает россиян?» Выслушав ответы детей, учитель подытоживает, что основная мысль стихотворения заключается в том, что Родину-мать россияне любят, её защищают, не жалея жизни. Так было всегда, так было и в Великую Отечественную войну. Об этом же говорит нам и народная мудрость. Прочитаем первую из пословиц (читает хорошо читающий ученик).

Рассмотрим рисунок (с.40). Что на нем изображено? Кого называли богатырями?

Учитель коротко рассказывает о богатырях и былину о том, как Никита Кожемяка победил Змея-Горыныча, запряг его и вспахал поле, обращает внимание на соху, на то, что вспашка в древности была тяжелым делом. Затем задается проблемный вопрос: «Как связаны тема труда и тема Родины? Что должен делать человек для блага Родины?» Учитель должен помочь первоклассникам придти к выводу, что Родину нужно не только защищать, но и трудиться на ее благо. Трудиться должен каждый, в том числе и дети. Главная задача ученика – учеба, и трудиться надо хорошо. Об этом говорит и народная мудрость (зачитывается пословица, открывающая тему)». Завершает дискуссию вывод о том, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Изучение темы о звуках [н] и [н,] и букве Нн.

Аналитический этап начинается с рассмотрения изображения на письме мягкости звуков. Учитель сообщает, что мягкость согласного звука при необходимости записать его обозначается «верхней запятой» (апострофом). Зачем это нужно? Да потому, что в русском языке буквы обозначают не один согласный звук, а два - твердый и мягкий. Буква Н (учитель говорит правильное ее букварное название) также обозначает два звука. Затем задается проблемный вопрос: «Догадайтесь, как же отличить, твердый согласный звук или мягкий обозначает в каждом конкретном случае буква? Посмотрите на столбик слогов с буквой Н и сделайте вывод, что же на это указывает».  Хорошо читающие дети легко делают вывод, что последующие за буквой Н буквы обозначают, как читать, твердо или мягко. Повторяется материал о значениях букв А, О, Ы, У, И. Затем 2-3 ученика, не умеющих еще читать, прочитывают столбик слогов-слияний. Анализируются предметные рисунки и соответствующие им слого-звуковые схемы слов барабан, конь и делает вывод: вне слияния буква Н может обозначать твердый или мягкий звук. Заканчивается этот этап урока характеристикой звуков [н], [н,]: согласный, может быть твердым или мягким. В слогах-слияниях на твердость или мягкость звука указывает последующая буква. Если этот звук употребляется вне слияния, то он может быть тоже твердым или мягким.

Учитель обращает внимание детей на схемы слов барабан и конь и говорит, что с этого урока на схемах обозначения согласных звуков: твердые согласные закрашены синим цветом, а мягкие – зеленым.

Письмо: Тренировка в написании строчной буквы н (на с.14) проводится по обычной методике с использованием электронного приложения к «Азбуке». При написании слогов учитель напоминает о верхнем, среднем и нижнем соединении. Со словами и схемами на с.14 пока работать не надо. По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Чтение: Наблюдение над употреблением Н в словах, чтение слов с Н. Вначале проводится на материале с.41 «Азбуки». 2-3 «нечитающих» ученика опять для тренировки прочитывает столбик слогов-слияний. Учитель задает вопрос, какие из этих слогов могут употребляться в качестве самостоятельных слов (на, но, ну, ни). Затем по рисункам на с.41 и 42 (последний из рисунков) дети убеждаются, что слово НА может употребляться в разных значениях (положить НА стол – НА, возьми!). После этого работа ведется дифференцированно: дети, умеющие читать, читают про себя стихотворение Ф.Бобылева, а «нечитающие» - выполняют задание по рисункам на с.42. В результате дети могут сделать вывод, что «добавление» всего одной буквы, обозначающей на письме согласный звук, значительно расширяет возможности для чтения.

Упражнения по верхней серии рисунков направлено на осознание детьми роли местоимений 3 лица (без термина). В то же время, это упражнение знакомит детей с обозначением слогоделения (вертикальная черта) и отделением букв, обозначающих согласные звуки, вне слияния (вертикальная пунктирная черта). Как и многие серии предметных рисунков, эта серия тренирует  УУД логического характера. 

Упражнение в чтении предложений с фрагментами позволяет детям, которые только учатся читать, глубже понять слоговой принцип русской графики: мягкость – твердость согласного звука передается в слоге-слиянии не соответствующей, а последующей буквой, обозначающей гласный звук. С другой стороны, это упражнение дает учителю возможность показать, как много надо еще изучить букв, чтобы прочитать такие слова, как флажок,  лист.

Затем умеющие читать дети зачитывают стихотворение Ф.Бобылева, а не умеющие читать следят пальчиком на находят в стихотворении уже знакомые буквы (можно это задание выполнять в паре, со взаимным контролем).

Письмо: Тренировка в написании заглавной буквы Н проводится по с.15 «Прописей» №2. В связи с тем, что написание этой буквы является одним из самых сложных для первоклассников, нужно тщательное и неоднократное комментирование учителем кинем вначале  на элементах этой буквы, а затем и самой буквы. Комментарий кинем: «Немного отступить вниз от верхней дополнительной линии, ведем к ней черточку слева направо, а затем выполняем длинную черточку с петлей до нижней линии рабочей строки, заводим петлю за первую длинную черточку и за вторую косую линию и делаем ещё одну петлю, доводим ее до верхней дополнительной линии и ведем вниз длинную прямую черточку с закруглением вправо». Следует использовать анимированные прописи в электронном приложении к учебнику. Третью строчку и написание слов нужно оставить для специального урока №20 (по русскому языку). При написании слогов на 4-ой строчке нужно следить за средним и верхним соединением.

Чтение: Завершается этот этап урока нахождением места буквы Н на «ленте букв». Учитель обращает внимание детей, что это первая из букв, расположенная на синем поле, предназначенном для размещения букв, обозначающих согласные звуки. Затем дети должны сформулировать вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи урока.

Остаток занятия нужно посвятить развитию речи и тренировке работы в паре по заданиям с.43 «Азбуки»: дети тихо работают в паре, затем выступают 2-3 пары, говорят, какая часть сказки пропущена и задают друг другу вопросы.

Итоги урока.

Какие две темы урока мы с вами сегодня обсуждали? Как они взаимосвязаны? Что должен делать настоящий гражданин для блага Родины?

Какую тему по русскому языку мы изучили? Чем отличаются звуки [н], [н,] от ранее изученных звуков? Как обозначается твердость или мягкость чтения буквы Н?

Этап рефлексии.

Физкультминутки лучше делать активизирующего типа, так как урок для детей очень сложен.

Рекомендации по работе в семье: побеседовать, всё ли ребенком понято на уроке, поиграть в игру «Я – учитель» с помощью электронного приложения к «Азбуке», потренировать в написании буквы Н на 4 строчке с.15 «Прописей» №2;  проверить, уложены ли в ранец комплекты цветных шариковых ручек.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru