Цели урока:

знакомство с буквой К, к; чтение слогов и слов с этой буквой;

совершенствование умения читать слова со стечением гласных и согласных;

наблюдение за многозначностью слова; классификация слова по значению;

знакомство с артистами-легендами цирка;

развитие речи, внимания, мышления, фонематического слуха;

поддерживание положительного отношения к уроку чтения через его занимательный характер.

 

Ход урока

 

Организационный момент

Есть такая пословица: “Делу время, потехе час”, которая учит тому, что надо больше времени и внимания отдавать делам, чем забавам и развлечениям. Но сегодня на уроке вы не только узнаете много нового и интересного, но и посетите одно из самых любимых детских развлекательных учреждений.

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся

Слайд 2.

- Прочитайте гласные буквы, которые мы изучили.

- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков. Назовите гласную, которая обозначает мягкость согласных звуков.

- Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки.

- Прочитаем слоги с изученными буквами.

Актуализация знаний

Слайд 3.

- Отгадайте загадку:

Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали...

Вы, конечно, там бывали.

- Правильно, это цирк. Кто бывал в цирке? Что вам особенно понравилось? Мы с вами сегодня получили приглашение в цирк от весёлого Петрушки.

Слайд 4.

- Ребята, цирк – это забава, это потеха, но ведь мы с вами не забываем про главное на уроке, это получение знаний.

Сообщение цели урока:

- Сегодня на уроке наша задача познакомиться с новой буквой, научиться находить её в словах, читать с ней слова и предложения. А нашими помощниками в этом деле будут артисты цирка.

Изучение нового материала

Работа по Азбуке на с.86.

- Кто выступает на арене цирка? В чём необычность циркового костюма? Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка?

Слайд 5.

Звуковой анализ слов “клоун”, “кепка”. Выделение звуков [к], [к'] и их характеристика.

- Каким звуком начинается слово “клоун”? Правильно, звуком [к].

- Дайте характеристику этого звука: гласный или согласный, твёрдый или мягкий?

- Каким звуком начинается слово “кепка”? Правильно, звуком [к'].

Слайд 6.

Знакомство с буквой К.

- Твёрдый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к'] на письме обозначается буквой К.

Слайд 7.

- Рассмотрим весёлые картинки, которые подсказывают нам, на что похожа буква К.

Работа по Азбуке на с.86

Слайд 8.

- Анализ моделей слов “клоун” и “кепка”. Какие звуки в этих словах обозначены новой буквой?

Чтение слогов с буквой К.

Слайд 9.

Чтение слогов по Азбуке на с.86.

Слайд 10.

Первичное закрепление новых знаний

- Послушайте стихотворение:

Летают тарелки!

Тарелки летают –

Глубокие, мелкие –

Целая стая.

Летают, как птицы,

И скачут, как белки.

Тарелки летают!

Летают тарелки!

А кто из вас знает,

А кто угадает:

Кто эти тарелки

Летать заставляет?

Для тех, кто ответить

Не смог до сих пор,

Скажу по секрету,

Что это – жонглёр.

- Итак, ответьте, кто же такой жонглёр? Да, ребята, жонглёр – это артист цирка.

Жонглирование слогами и словами.

- Кто хочет попробовать жонглировать? Я предлагаю вам жонглировать не шарами, а слогами и словами. Только шары не терять – всё, что написано, правильно читать.

Слайд 11.

- А теперь жонглировать будем по очереди в парах. Постарайтесь составить как можно больше слов с данными слогами.

Работа в парах.

- Из слогов попробуйте в парах составить слова.

- Проверим, какие слова у вас получились. При образовании слова, шарики превращаются в цветочки.

Слайд 12.

- Послушайте стихотворение:

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?

Это фокусник даёт

В цирке представление.

Слайд 13.

Фокусы со словами.

кости – кисти

тАкса – таксИ

- Что поменял фокусник в словах? Что произошло со значением слова. Объясните, что означает каждое слово.

Закрепление изученного

- Кто в цирке самый весёлый? Правильно, клоун.

Слайд 14.

- Послушайте стихотворение, которое расскажет клоун, который пришёл к нам на урок:

Я клоун!

Я к зрителям буду спешить.

Я клоун!

Я зрителей буду смешить.

- Эй, клоун! Смотрите,

какой он растяпа!

- Какая смешная у клоуна шляпа!

- И нос как картошка!

- И уши как груши!

- И щёки как плошки!

- И бант на макушке!

Пожалуйста, смейтесь

И громче кричите,

И все надо мною до слёз хохочите!

Пускай у вас слёзы

От хохота льются!

Я очень люблю,

когда люди смеются.

Екатерина Карганова

Слайд 15.

Рассматривание фотографий, изображающих клоунов Карандаша, Юрия Никулина, Олега Попова.

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с клоунами, которые были самыми известными артистами в нашей стране.

Слайд 16.

- Этого клоуна в цирке звали Карандаш. Он был маленького роста, выступал всегда в чёрном костюме и шляпе “пирожок”. Его неизменной спутницей на цирковой арене была маленькая чёрная собачка.

Слайд 17.

- Клоуна Юрия Никулина можно было увидеть не только в цирке, но и в комедийных фильмах. Юрий Никулин был очень весёлым человеком. Он шутил даже тогда, когда давал интервью, т.е. отвечал на вопросы журналистов и зрителей. Послушайте одно такое интервью:

“- Уважаемый Юрий Никулин! Весело ли Вам бывает, когда Вы выступаете в цирке?

- Когда я вижу, что всем весело, то мне тоже становится весело. Я радуюсь. Поэтому выходит, что мы радуемся вместе.

- А если у Вас болит нога?

- Какая нога – правая или левая?

- Левая.

- Тогда веселится одна правая нога”.

Слайд 18.

- Какой знаменитый клоун носил большую клетчатую кепку? Правильно, Олег Попов.

Слайд 19.

- А сейчас мы прочитаем текст об этих клоунах.

Чтение “вполголоса” и вслух.

- Что вы узнали о клоунах?

- Как вы думаете, а каких клоунов не бывает?

Слайд 20.

Клоун Рыжий,

Клоун Белый,

Клоун трус

И клоун смелый,

Клоун Бом

И клоун Бим,

Клоун может

Быть любым.

На проделки их

Глазея,

Мы кричим:

“Вот это да!”...

Только клоуна-злодея

Не бывает никогда!

Лев Яковлев

Упражнение “Добавим слоги”

Слайд 21.

- Догадайтесь, какие слоги нужно добавить, чтобы получились новые слова.

...ни       (ко)

соба...    (ки)

кош...    (ки)

- Что за животные изображены на слайде. Правильно, цирковые животные.

- Отгадайте загадку.

Слайд 22.

Палочкой помашет –

Хищники пляшут.

Нахмурит лицо –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это... (дрессировщик)

- Кого могут дрессировать эти цирковые артисты?

- Как зовут известного дрессировщика кошек?

Слайд 23.

- Юрий Куклачёв создал единственный в мире театр кошек, который называется “Кошкин дом”. Юрий Куклачёв - основатель образовательного проекта "Международная Ассоциация Школа Доброты". Помимо спектаклей с кошками он регулярно проводит "Уроки Доброты" в школах нашей страны.

Слайд 24.

- Подумайте, чем отличаются слова “кошка” и “киска”. Для этого выполним звуковой анализ этих слов. (Одинаковое количество звуков, одинаковое количество слогов, ударение в обоих словах падает на второй слог. Отличаются первым звуком)

- Итак, какой первый звук в слове “кошка”? [к]? Какой первый звук в слове “киска” [к']? Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к']?

Слайд 25.

- А на арене опять фокусник, который превращает одно слово в другое. Вы должны прочитать эти слова и ответить на вопрос, почему слово изменилось?

кости – кисти

ролики – кролики

ток – каток

кот – кит

Закрепление пройденного

- Все актёры цирка говорят быстро и чётко, не запинаясь. А вы сможете так? Попробуем быстро прочитать скороговорки.

Слайд 26.

Клубок упал на пол.

Кот катал клубок.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

- В каких словах и в какой части слова вам встретилась буква “К”?

- Все актёры цирка очень сообразительные. Попробуем и мы разгадать хитрые загадки – ребусы, которые нам подготовил клоун.

 

 

 

(Тигр, волк, лиса)

 

Подведение итогов

- С какой буквой познакомились на уроке? Что узнали об этой букве? Что узнали об артистах цирка? Какие задания на уроке были особенно интересны?

- Прочитайте пословицы и объясните, чему они учат?

Корень учения горек, а плод сладок.
Красна птица пером, а человек умом.

- В каких словах встретилась буква К?

Самооценка

- Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке. Возьмите сигнальный кружок. Кружок зелёного цвета: “Я работал хорошо, у меня все получилось”, жёлтого цвета – “Я работал хорошо, но у меня не все получалось. Мне нужно быть внимательнее”, красного цвета – “Мне нужно быть активнее на уроке”.

- Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо за урок!

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru