Цели:

предупреждение специфических ошибок на письме и чтении;

развитие фонематического восприятия, дифференциация понятий «звук – буква», «слог – слово»;

обогащение пассивного и активного словаря детей;

повышение познавательной активности, мотивационной готовности к учению;

формировать речевое высказывание.

Задачи:

Образовательные:

закреплять артикуляцию звука [л], используя при этом слуховые, зрительные, тактильные анализаторы;

познакомить детей с буквой Л, л, учить соотносить звук с буквой

закрепить знания о твёрдости и мягкости согласных;

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза, закреплять умение определять позицию звука (слога) в словах;

активизировать словарь учащихся словами различных частей речи

Развивающие и коррекционно - развивающие:

развивать фонематическое восприятие; умение выделять слова с заданным звуком;

совершенствовать мыслительные операции;

развивать слуховое внимание и восприятие, навык четкого произнесения звуков;

развивать зрительно-пространственного внимания;

развивать умение эмоционально выражать своё настроение (радость);

развитие речи;

коррекция эмоционально-познавательной сферы;

развивать просодическую сторону речи;

развивать мелкую моторику рук;

развивать умение детей определять звонкость-глухость согласных звуков с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

формировать умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

Воспитательные:

воспитывать интерес детей к зарубежным авторским сказкам,

к устному народному творчеству (пословицы, поговорки);

воспитывать чувство сопереживания героине сказки, интерес и любовь к книге;

воспитывать желание работать в коллективе, доброе отношение друг к другу, трудолюбие;

формировать положительную учебную мотивацию;

воспитывать чувство эмпатии (сопереживания);

внимательное отношение к сверстникам в группе;

чувство коллективности и умение подчинить свои интересы и желания интересам группы;

умение адекватно реагировать на замечания логопеда, учителя и реплики детей;

Здоровьесберегающие:

содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

повышать эмоциональный настрой детей;

Материал и оборудование:

Книга - сказка «Золушка»;

продукты (клубника, яблоко, пастила, лукум, мармелад, халва, шоколад, булка, груша, конфета, банан);

тарелки с семечками и фасолью;

альбом с портретом звуков;

картинки - бабочка, белка, мышка, муха, кузнечик, мотылёк;

волшебная палочка;

лазерный фонарик;

цветок (за каждый правильный ответ)

Подготовка к занятию

Подготовка двух учеников класса для чтения отрывка из сказки «Золушка»

(слова автора и героиня сказки –чтение четверостишия наизусть);

 

2. Лексический материал:

существительные – клубника, яблоко, пастила, лукум, мармелад, халва, шоколад, булка, фасоль, Золушка, зола, печь, заплатка, бал;

 

глаголы – подметала, убирала, мыла, тёрла, вытирала, стирала, полоскала, полола, гладила;

 

прилагательные – милая, ласковая, славная.                

 

 

3. Грамматический материал:

употребление грамматической конструкции: существительное в родительном падеже единственного числа.

 

4. Текстовой материал:

пословица: «Жизнь дана на добрые дела»;

скороговорка: «Наша Золушка устала, печь топила, подметала»;

отрывок из текста: «Жил да был в одном сказочном королевстве дровосек с дочкой. И решил он жениться. Но жена ему попалась злая, сварливая, со скверным характером, да и две её родные дочки были такими же. Своих дочерей мачеха любила и баловала, а на дочку дровосека взвалила всю черную работу по дому. Днем и ночью бедная девушка варила, стирала, чистила, подметала, мыла. И потому, что руки ее всегда были в печной золе, её и прозвали Золушкой.

Четверостишие:

 

                                              В доме все ты прибери:

                                             На год кофе намели,
                                             Посади среди цветов,
                                             Сорок розовых кустов,
                                             И пока не подрастут,
                                             Подметай дорожки тут.

 

Ход урока

Орг. момент.  

 

Психогимнастика

 

- Здравствуйте!

У меня сегодня хорошее настроение. Попробуйте показать моё настроение.

- А у Вас? Покажите ваше настроение (дети показывают). Спасибо.

- Раз у всех хорошее, радостное, весёлое настроение, тогда мы можем начать занятие.

            

Актуализация знаний

 

Вспомните героев сказки Ш. Перро (дети отвечают)

 

Подготовительная работа к изучению новой темы

 

- Послушайте, ребята, отрывок из сказки и скажите, почему главную героиню этой сказки зовут «Золушка»?

1.Чтение отрывка из сказки «Золушка»

Ученик (уже умеющий читать) (заранее подготовленный) читает

 

Жил да был в одном сказочном королевстве дровосек с дочкой. И решил он жениться. Но жена ему попалась злая, сварливая, со скверным характером, да и две её родные дочки были такими же.

Своих дочерей мачеха любила и баловала, а на дочку дровосека взвалила всю черную работу по дому. Днем и ночью бедная девушка варила, стирала, чистила, подметала, мыла. И потому, что руки ее всегда были в печной золе, её и   прозвали Золушкой.

 

2. Работа над однокоренными словами

-Что такое зола? В случае затруднения учитель - логопед объясняет смысл этих слов.

-Чем было испачкано ее платье? (Золой.)

Ш. Постановка цели и задач

- Да, вот и она! (выходит Золушка). Я грустная, потому что Мачеха приказала мне (ученица читает наизусть четверостишие)

 

                                             В доме все ты прибери:

                                             На год кофе намели,
                                             Посади среди цветов,
                                            Сорок розовых кустов,
                                             И пока не подрастут,
                                             Подметай дорожки тут.

 

- Мы обязательно тебе поможем, Золушка. Мы вырастим для тебя самые красивые цветы (за каждый правильный ответ, ребята получают цветок)

 

1. Работа над фонематическим анализом

-Ребята. Послушайте слова, которые встретились в тексте и скажите, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

Золушка произносит след. слова:

 

Золушка, подметала, убирала, мыла, тёрла, вытирала, стирала, полоскала, полола, гладила, заплатка, платье.

 

2. Словарная работа -  Заплатки, полоскала, полола

 

IV. Развитие фонематического синтеза и анализа.

Работа с артикуляцией - портрет звука

- Закройте глаза и произнесите звук [л]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало (индивидуальные зеркала на каждой парте). Где живет звук [л]? Итак, кончик языка поднят. Рот приоткрыт. Воздух выдыхается тонкой струйкой; на ладошку, ощущается теплый ветерок.

 

Характеристика звука [л]

Ротик открывается.
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубы упирается.
Ручки показывают, куда язык поднимается.
Воздух из горлышка проходит с трудом -
встречает преграду - он согласный.

Голосок «просыпается» - звук Л - звонкий (поэтому колокольчик).

Звук Л бывает твёрдым (поэтому фон синий)

V. Работа с кассой букв. Выкладывание слогов

- Выложите только те слоги, в которых есть звук [л] Учитель произносит: ала, оло, ыле, ру, рю, лы, ре, клу, кро, дло, лря, фла

VI. Работа над развитием фонематического восприятия

- Скажите, где стоит наш новый звук в слове Золушка? (в середине)

1. Работа над звуковым синтезом.

- Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки [б], [л], [а]. (Бал.)

Правильно ли я изобразила звуки на схеме?

а) работа со схемой

 

 

 

 

 

2. Работа над слоговым синтезом

- Догадайтесь, как будет называться платье, если в нём приходят на бал?

(баль – но - е)

 

а) работа с кассой букв

Возьмите из кассы букв только гласные этого слова и выложите их так, как стоят они в этом слове.

Назовите гласные, которые вы выложили.
Сколько гласных? (Три.) Сколько слогов? (Три.)

б) работа над слоговой структурой слова

Произнесите слово по слогам и прохлопайте.

 

Работа над адъективной лексикой

- Какие черты характера можно выделить у Золушки. Какая она?

Дети произносят слова, выделяя в них окончания (Милая, ласковая, славная).          

Физминутка

 

Золушка: Я так хочу попасть во дворец на бал. Хоть бы одним глазком взглянуть на то, как веселятся гости, как они танцуют.

 

 

Работа над развитием мелкой моторики.

 

Раскладывание предметов по ячейкам.

 

Мачеха дала мне столько работы, что мне её не переделать и вовек.

- Ребята, помогите мне отделить фасоль от семечек.

(Дети подходят к столам, на которых лежат тарелки с семечками и фасолью)

X. Работа над звуко-слоговым анализом и синтезом

- Ребята, давайте узнаем, какие угощения были на балу?

Подойдите к столу и посмотрите на них (на столе лежат след. предметы: клубника, яблоко, пастила, мармелад, халва, шоколад, булка, груша, конфета, банан)

- Как вы думаете, что ела Золушка, если название этого угощения состоит из 3 слогов, ударный слог – третий, и начинается это слово с глухого согласного звука (шоколад)

XI. Работа над просодикой языка

 

Чтение скороговорки тихо – громко.

 

Чтение скороговорки быстро - медленно

 

Наша Золушка устала, печь топила, подметала.

XII. Словарная работа   (обогащение словарного запаса глагольной лексикой)

- Какую работу выполняла Золушка? Подскажите слова, обозначающие действие предмета. Золушка полы ... (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь ... (топила), обед ... (варила, готовила), белье ... (стирала, полоскала, гладила), грядки ... (полола), посуду ... (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (Они кончаются на слог ла.)

 

 

XIII. Работа над слоговой структурой слова.

 

С помощью какого предмета тыква превратилась в карету, мыши – в лошадей, крыса в кучера? Сколько слов в этом словосочетании?

 

Синтез слов на уровне словосочетания

 

Соберите это словосочетание из карточек

 

ПА         Я     КА     ВОЛ     НА       ШЕБ     ЛОЧ

 

 

 

XIV. Работа над развитием зрительно - пространственного восприятия

 

- Посмотрите, вот эта палочка. (Педагог показывает волшебную палочку). Какая она красивая. Она так ярко светит, что то лучи от неё идут в разные стороны. Давайте понаблюдаем глазками за одним из них.

 

Зрительная гимнастика. Дети следят глазами за точкой из лазерного фонарика

 

XV. Работа над пословицей.

- Нашу героиню любят все звери, насекомые. Один из этих персонажей принёс пословицу. В названии этого персонажа есть звук Л. Догадайтесь, кто это?

 

бабочка, белка, мышка, муха, кузнечик, мотылёк

Работа с деформированным текстом

Назовите эту пословицу.

 

добрые дела дана Жизнь на.

 

 

Как вы понимаете её смысл?

XVI. Подведение итога урока.

- Чему научились? Какое задание понравилось? Какие задания были трудными? Что понравилось?

- Давайте позовём нашу Золушку и подарим те прекрасные цветы, которые у нас получились.

(Входит Золушка в нарядном платье. Ребята дарят ей цветы)

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru