Цель: сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

Обучающие:

читать слоги, слова, предложения с изученными буквами;

продолжить работу над составлением  предложений;

учить плавному чтению;

закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог;

Воспитательные:

воспитывать сознательного читателя, положительное отношение к чтению;

Развивающие:

развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, зрительную память, фонематический слух, умения сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас;

развивать умение оценивать свою работу и работу коллектива;

Оборудование:

Мультимедиа презентация,

На доске:  задания для повторения, слова – указатели.

На парте:  сигнал, блокнот для печатания,  простой карандаш, карточки с заданием для работы в парах, индивидуально, тексты, «Светофор» оценивания.

 

ХОД УРОКА

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

1) Снятие напряжения:

Вы услышали звонок?
Дал сигнал он:  «На урок!»
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь
Будем думать, рассуждать
И заданья выполнять.

2) Приветствие гостям. Развитие мимической выразительности.

– Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их.
– Вы удивились? Покажите, как вы удивились.
– Вы рады гостям? Приветливо улыбнитесь

3) Сегодня я предлагаю вам вспомнить, чему уже научились, что  у нас
получается хорошо, и  узнать новое. Мы будем  составлять слова, ставить ударение, а также  продолжим работу над чтением  и составлением  предложений, чтобы узнать новое.

II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии (10 мин.)

– Скажите одним словом,  что делают ученики в школе? (Учатся)
– А что значит «учиться»? (Это значит самому понять, что не знаешь и самому найти способ)
На доске слова: ЧТО Я НЕ ЗНАЮ?     САМ НАЙДУ СПОСОБ (решение)
– Главное, чтобы ученик действовал как…? (Сам)
– С чего начнём урок (предлагается на выбор три слова):   Прочитайте указатели, определите, какой вы выбираете. Если вы выбираете первый или второй – поднимите красный сигнал, если третий – зелёный.

1. ОБСУЖДАЕМ (новое),
2. ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили),
3. ПОВТОРЯЕМ (что уже знаем)

– Посмотрите на сигнал. Какой указатель вы выбрало большинство? Почему?

Повторение

На доске задание. Выполнение по желанию, индивидуально.

1. Игра «Слоговые бусы». Сколько слогов в каждом слове?

РО            ТИ             НА         БА          КИ          МА

СА            НИ            ША        РЫ          НО         РА

 

2. Задание «Слово в слове».

Если в словах зачеркнуть только одну букву, получатся новые слова. Найди в полученных словах буквы мягких согласных звуков, подчеркни.


РИСК, КОСЫ, КРАНЫ, КРОТ, СКОТ

рис       осы       раны     рот        кот

 

3. Задание «Слова рассыпались», Поставь ударение.

ПАШАК,   МААЛП,    ОКРАМ
шапка           лампа       комар

 

Индивидуальная работа. В блокнотах, составление звуковой схемы слова ВИШНЯ (3 ученика)
Посмотри на картинку, определи слово, составь звуковую схему. Проверь себя по эталону (на доске), оцени себя.

Работа по карточкам (4 учащихся) Чтение предложений, выполнение задания.

Фронтальная работа.  Слоговая таблица, отработка чтения слогов, слов по таблице – МОЛОКО, ВОРОНА, ФОНАРИ, СОРОКА, ВОРОТА, МАШИНА, КОТЯТА.

– В чём ваша трудность? Проверка заданий (сигналы).
– Прочитайте указатели, определите, какой вы выбираете. Если вы выбираете второй – поднимите красный сигнал, если первый – зелёный.
ОБСУЖДАЕМ (новое),
ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили),
– Посмотрите на сигнал. Какой указатель вы выбрало большинство? Почему?

Задание для пробного действия.

Работа над предложением и текстом, название  текста;

Слайд 1

– Прочитайте.

ПРИШЛА ЗИМА.
БЫЛИ  ДВОРЕ ВО ДЕТИ.
ОНИ СЛЕПИЛИ  ИЗ СНЕГА СНЕГОВИКА.
У  НЕГО НА ГОЛОВЕ ВЕДРО, А В РУКЕ МЕТЛА.
ГЛАЗА ИЗ УГОЛЬКОВ, А НОС МОРКОВКА.

– Назовите одним словом, что это? (Предложения)
– Вспомните все признаки.  (Предложения содержат законченную мысль, состоит из слов, все слова в нем связаны по смыслу, начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится.!?)
– Это все предложения? (Нет, второе это не предложение, а набор слов) !
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Cоставить его, поставить слова на свои места)

Составление предложения

Задания по прочитанным предложениям:

– Найдите и прочитайте предложение со словом СНЕГ.
– Найдите и прочитайте предложение, состоящее из четырех слов.
– Прочитайте самое длинное предложение.
– Прочитайте предложение, которое заканчивается словом МОРКОВКА.
– Прочитайте самое короткое предложение.

 Слайд 2.

– Прочитайте все  предложения.
– Связаны ли они между собой по смыслу?  (Да,  Все предложения связаны по смыслу)
– Как вы думаете, как можно назвать, одним словом все предложения. Я предлагаю вам самим подумать и предложить свой вариант?  Посмотрите у всех разные варианты.

Если правильных ответов нет

Если правильные ответы есть

– Никто из вас не смог правильно дать название.
– Значит, вы как настоящие ученики, испытали трудность. Вам осталось сказать, в чём она.
Почему нет правильных ответов?  (Мы еще этого не знаем)

– Поднимите руку те, кто точно уверен, что его ответ правильный.
– А ведь некоторые из вас правильно определили, слово. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно назвали)

– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла.

III. Выявление причины затруднения

– Какое задание надо было выполнить?  (Надо назвать одним словом связанные по смыслу предложения)
– Что в этом задании для вас ново? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы раньше не задумывались, как называются предложения связанные по смыслу)
– Почему в начале урока вы легко выполняли задания, без трудностей? (Мы это уже знали и выполняли)
– А почему вы не смогли определить, как назвать одним словом связанные по смыслу предложения? (Мы не знаем, как это называется)

Физкульминутка

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

IV. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

– Какую же цель вы перед собой поставите?  (узнать,  как назвать одним словом связанные по смыслу предложения)
– Сейчас я вам помогу, проверить свою работу, чтобы вы точно знали, правильно выполнено задание или нет.

Корректурная проба

Слайд 3.

У вас на парте  есть карточка с буквами. Вы будете выполнять задания в паре. Ваша задача найти в каждой строке спрятанные слова и подчеркнуть их.
Проверка. !!!

н ф я  т с л о г  о п  р р е а б
у д а р е н и е  д ю э з у к н
а в р н с м л в  ю з т е к с т

– Значение, какого слова вы объяснить не можете? (ТЕКСТ)
– Где можно узнать значение этого слова? (В словаре, энциклопедии, спросить у взрослого)

Слайд 4.

– Текст – два или несколько предложений, которые связаны между собой по  смыслу. Текст можно озаглавить.
– Давайте вернемся к нашим предложениям.

Слайд 5

– Все предложения у нас связаны по смыслу? (Да)
– У нас получился – ТЕКСТ. На доску повесить слово.
– Итак, что же вы узнали о связанных по смыслу предложениях? (Это текст)
– Прочитайте указатели, определите, какой остался?
ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили)
– Почему?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– А теперь я предлагаю вам потренироваться в определении текста.
– Я  читаю предложения, а вы внимательно слушаете  и определяете текст это или нет. Сигнал.

Маша ушла в гости. В саду много малины и клубники. Мама сварила уху.

Данил был в деревне у деда. Около дома деда протекает река. Данил с дедом утром и днём удили рыбу.

На окне росли кактусы и алоэ. Тарас уронил кактус. Он уколол руку. У Тараса на руке ранка.

У реки растёт осинка. У сарая крот роет нору. Юра рисует картинку. У котёнка караси.

– Итак, вы достаточно потренировались, настало время каждому из вас поработать самостоятельно.

VI. Самостоятельная работа

Слайд  6.

Листы  с заданием на парте. Прочитайте предложения, обведите в кружок слова ДА или НЕТ, если вы считаете что это текст, то обводите слово ДА, если не текст то слово НЕТ.

У Максима краски. Он нарисовал натюрморт. Тут сливы, лимоны, маслины, тыква. Красивая картина!

Наступил март.  Тамара лепит из пластилина мамонтёнка. Макар нарисовал маяк. У акулы плавники.

ДА                                                                  НЕТ

ДА                                                                НЕТ

– Проверьте. Открывается образец.   !!
– У кого есть ошибки?
– Как вы думаете, почему они появились?
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+» в квадратик.

Слайд 7 

Прочитайте  предложения (читающими детьми). Докажите – текст ли это? Придумайте название.  (обсуждение, варианты названий) 

Сорока.

У сороки длинный хвост. У птицы большой клюв.  Она свила гнездо на дереве.

VII. Включение в систему

– Итак, о чем вы сегодня узнавали новое? (О тексте)
– А о чем еще кроме текста, говорили сегодня? (О предложении)
– Вспомните, что делают в школе? (Учатся)
– А кто учится на уроке: учитель или ученик? (Ученик)
– С какой целью вы, ученики, приходите на урок? (Чтобы что-то  узнать, чему-то научиться)
– Цель каждого урока – узнать новое, чему-то научиться, а результат вашей работы, то чем вы можете поделиться после урока, например с родителями. (Что вы узнали, чему научились)

VII. Рефлексия деятельности.

– Какую пользу вам принес сегодняшний урок?
– Хорошо ли мы потрудились? Вспомним задания. Какое из них было самым трудным?
– Какое – интересным?
– Где вам может пригодится ТЕКСТ в жизни?
– Оцените свою работу на уроке «Светофор»:

красный – не уверен, еще есть трудности
зелёный –  могу сам

– Оставьте себе на память кружок. О чем он вам будет напоминать? (Варианты ответов)
– Спасибо всем за урок.

Раздаются поощрения.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru