Цели:

Познакомить детей с новым звуком новой буквой; уметь находить новый звук в словах; уметь отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквы.

Развивать фонематический слух, мышление, внимание, речь учащихся, словарный запас.

Воспитывать мотивацию обучения создавать ситуации доверия и успеха, контролировать свою работу и оценивать ее результат. Работать в парах, слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, экран, проектор, компьютер, картинки, схемы слов.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Игра “Четвертый лишний”

(На доске записаны буквы Ш Ч Ц Ж )

- Какая буква лишняя?(Ч)

- Почему? (буква Ч означает согласный мягкий звук, а все остальные звуки согласный твердый)

- Какое правило вы знаете с этой буквой? (ча пишем с буквой”а”,чу с буквой “у”)

2. – Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой.

III. Самоопределение к деятельности.

(На доске картинки :щетка, щенок, плащ, овощи)

- Посмотрите на эти картинки, что здесь нарисовано?(Дети называют нарисованные предметы)

- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? [Щ']

Давайте послушаем этот звук. Произнесите его. [Щ']

Этот звук обозначается буквой “ща”.

Вот она. (показ буквы)

На что она похожа?

Назовите тему сегодняшнего урока. (Буква Щ , звук [щ])

Хорошо. А что бы вы хотели узнать об этой букве?

(Согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

На доске появляются полоски со словами

2 - Сначала давайте определим, буква обозначает:

- Согласный или гласный звук. Что нужно сделать? (пропеть)

- Этот звук поется? (нет)

Вывод: согласный (полоска со словом “гласный” убирается)

- Звонкий или глухой?

Вывод: глухой (полоска со словом”звонкий” убирается)

- Твердый или мягкий? Для этого сначала послушайте стихотворение и назовите слова со звуком [Щ'] :

Из морской капусты щи
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
В гости пригласила.

(ЩИ, ЩУКА, ЛЕЩИ)

- Где слышите звук [щ]?(В начале слова и в середине)

- Составьте схемы этих слов.

3. Работа в парах

1 ряд схема слова щи

2 ряд - щука

3 ряд -  лещи

На доске открывается 3 схемы

- Первый ряд найдите схему вашего слова?

- Где слышится звук [Щ']? (в начале)

- Произнесите.

- Второй ряд , найдите схему к вашему слову.

- Где слышится звук? (В начале)

- Как он произносится?

- Третий ряд, где находится звук? (В середине)

- Как он произносится?

Вывод:Звук [щ] во всех словах произносится одинаково

- Приведите еще примеры слов со звуком [щ]

- Какой можно сделать вывод? (Он всегда мягкий)

- Итак, что же мы узнали об этом звуке? (По оставшимся полоскам на доске)

(Он согласный, глухой и мягкий)

- Обозначается, какой буквой?

(ЩА)

Физминутка.

4. Работа по картинке.(Электронное приложение)

- Найдте на картинке слова со звуком [щ]

(Плащ, щенок, щука, щуренок, роща, чаща и т. д )

Где слышите?

5. Чтение слогов.

(Электронное приложение)

6. Знакомство с правилом

- Какая буква обозначает тоже согласный мягкий звук? (“че”)

- Какое правило мы знаем сэтой буквой7 ( ЧА пишем с буквой а, ЧУ- с буквой у. )

- Подумайте, а можем мы тоже самое сказать о букве “ща”?

- Вот так же и буква “ща” не дружит с буквами ю и я. Мы должны будем с вами запомнить ЩА- пишем с буквой а, ЩУ – пишем с буквой у.

ХОРОМ!

7. Игра со слогами.

Работа в группах.

- Каждпя группа должна придумать как можно больше слов со слогами:

ЩЁ,ЩЕ,ЮЩ,ЯЩ,ЩИ

ЩЁтка, яЩИк, плЮЩ, яЩЕрица и т. д.

- Определить количество слогов в каждом слове слове.

8. Развитие речи.

(Электронное приложение)

1.-Составьте рассказ по картинкам.

(Дети составляют рассказ, работая в группах)

На выбор составляется схема предложения

IV. Рефлексия.

Сегодня на уроке я...

научился...

было интересно...

было трудно...

V. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Что узнали об этой букве?

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru