Цель: Наблюдение над согласным звуком (ш),знакомство с правописанием ШИ.

Оборудование:

печатная и строчная буква ш,ш, схема-человечек звука (ш), буквы : к, т,  н,  л, р, м, л, г,  п, у, а, о у, , карточки со слогами: ни, ки, ми, ли,  ги, пи, си, ри, ти,

слоги: ны, ры,пы, сы,лы,мы,ты, слоги ша, шо,  шу, ши., картинки, буквы –картинки :и, ы .ш

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!

2. Характеристика звука ш

(на доске картинки : шар, шапка, шуба)

- Что общего в произношении этих слов?

- Дайте характеристику звука ш

3. Работа по Азбуке

- Посмотрите в учебник. Почему схемы- человечки стоят взявшись за руки?

- Почему человечек (ш )держит ( ! )?(Эта буква особенная. Она согласная, глухая, а еще она твердая, оба башмака закрашиваем в синий цвет.

(показ схемы-человечка)

4. Знакомство с печатной и прописной ш

5. Пропись

1-показ элементов строчной ш

2-показ написания самой буквы

3-письмо по образцу строчной ш

4-самостоятельная запись строчной буквы ш

6. Сказка про звук ш

Учитель:

- Сейчас я вам расскажу сказку про звук ш.

В стране Алфавитово жили-были звуки-детишки: мальчики-Согласные и девочки-Гласные. Мальчики-Согласные все время то свистели, то мычали, то шелестели,  а девочки-Гласные очень любили петь. Жили они очень дружно мальчики –звуки и девочки-звуки Они все вместе,  гуляли, танцевали парами или качались на качелях, играли в игру "Составь слог.”,  "Составь слово”.Если Согласный Н вставали парой с Гласной А получался слог НА, согласный С со звуком У, получался слог НУ. А также детям-звукам нравилось составлять слова .

 Они очень любили играть в эти игры и жили дружно. Пока не появился звук Ш . Он очень отличался от других детей -звуков. Звук Ш был очень важный, заносчивый,  грубый, высокомерный. Что бы у него не спросили он начинал вместо ответа шипеть : "Ш- ш – ш !” Спрашивают его о чем -нибудь,  а он вместо ответа : "ША!НШ!ШО!ШТ!ОШ!ШУ! АШ!” Ничего не понятно, одно шипение. Что делать? Как быть? И тогда звуки решили научить Ш играть со звуками в слова.

- Давайте, ребята, заглянем в свой учебник "Азбуку” и прочитаем что же получилось из этого.

7. Азбука с.84

Чтение слов со звуком Ш

Физминутка с чистоговоркой

ША-ША-ША- мама моет малыша!(показ движений мамы)

ШУ –ШУ –ШУ -шубку купим малышу!(показ движения при надевании шубы)

ШО-ШО-ШО –это очень хорошо! (показ большими пальцами рук,  пальцами сжатыми в кулак )

8. Продолжение сказки

- Среди детей-звуков были 2 девочки И и Ы.(Ы) была девочкой шумной, подвижной, басистой, по всему дому слышался ее басистый голос : Ы-Ы-Ы!И еще она любила командовать, вставала рядом с мальчиками –Согласными и командовала: НЫ, ЫР,ГЫ, ПЫ,ЫС! Больше всего ей нравилось составлять с ними слоги.

(на доске слоги)

НЫ ПЫ РЫ СЫ ТЫ ЛЫ МЫ

- Сделаем звуко-буквенный анализ слогов

Вывод: Впереди стоящие согласные все твердые.

- А девочка-звук И была, напротив, очень доброй, ласковой, нежной и мягкой девочкой. Мальчики – Согласные, играя с ней сами становились ласковыми, нежными и мягкими.

(на доске слоги с И)

НИ КИ СИ РИ МИ ТИ ЛИ ПИ ГИ

- Сделаем звуко-буквенный анализ слогов с И.

Один раз дети –звуки играли в игру "Состав слоги”. Девочка Ы подошла к Согласному звуку Ш и встала с ним в пару.

Но Ш начал громко шипеть,  ему совсем не нравилась Ы, а Ы начала кричать: " Ы-Ы-Ы!”

Поднялся такой шум, шипенье, ыканье, споры !!!На их шум прибежала И и разрешила их спор. Ы отправила к другим звукам,  а сама встала в пару с Ш.

С тех пор Ш и Ы не дружат, никогда не стоят рядом.

- И вы, ребята, когда услышите спор между Ш и Ы,   шипение и ыканье : "ШЫ!” Скорее зовите на помощь И! Вспомните эту сказку и пишите рядом с Ш И

(показ карточки ШИ)

8. Прописи с 27

1) Запишите слоги ШИ.!ШИ!

2) Прочитайте напечатанные слова в прописи. Найдите слово с сочетанием ШИ. Запишите.

ШИРМА

3) Прочитайте предложение. Спишите письменно.

 9) Азбука с.84

Прочитаем 1 столбик слов со слогом ШИ. Произносим ШЫ, а пишем ШИ.

10) Д.зд.

Чтение текста про мышат.

11. Итог урока

- Какой звук прошли? Чем он интересен?

- Что надо запомнить про сочетание ШИ?

12. Словесное оценивание.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru