Цель: познакомить с буквой Я.

Задачи: познакомить с особенностями буквы Я, стоящей в начале слов и после гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы Я; учить читать слова с буквой Я, отрабатывать читательские умения; развивать речь учащихся.

Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква Я в словах; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой Я; объяснять значение слов; работать в группах.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Актуализация знаний

- С какой буквой познакомились?

- В какой домик поселили? (в синий)

- Почему? (согласный)

- На каком этаже? (на втором)

- Почему? (звонкий)

Что ещё узнали об этом звуке? (всегда твёрдый)

3. Мотивационно-целевой этап.

- К нам в гости пришёл мальчик Яша. Как вы думаете, почему он пришёл к нам на урок?

4. Работа по теме урока.

- Яша любит яблоки.

- Сколько звуков в слове яблоко?

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог, второй, третий.

- Поставьте ударение.

- Куда упало ударение? (на гласный звук [а])

- Выделите первый звук в первом слоге. ([й,])

- Звуки [й, а] на письме обозначаются буквой Я. То есть, когда буква Я стоит первая она даёт два звука [й, а].

- Однажды, когда Яша был в лесу, он видел зайца.

- Сколько звуков в слове заяц?

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог, второй.

- Поставьте ударение.

- Куда упало ударение? (на гласный звук [а])

- Произнесите второй слог.

- Выделите гласный. ([а])

- Выделите первый звук во втором слоге. ([й,])

- Когда мы слышим звуки [й, а] после гласного, то на письме мы их обозначаем буквой Я.

- А ещё в лесу Яша видел дятла.

- Сколько звуков в слове дятел.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог, второй.

- Поставьте ударение.

- Куда упало ударение? (на гласный звук [а])

- Выделите первый звук.

- Какой он? (согласный мягкий)

- Если согласный произносится мягко, а после него мы слышим звук [а], то на письме мы его заменяем буквой Я.

Вывод: Буква Я может давать два звука, а может давать один звук. Если буква Я стоит в начале слова или после гласного, то она даёт два звука. А если стоит после согласного, то даёт один звук и делает это согласный мягким.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше, выше.

- Посмотрите и скажите, почему два варианта букв? (две печатных и две письменных)

- Почему по две буквы? (заглавная и строчная; большая и маленькая)

- Где мы используем большую и заглавную буквы?

- На что похожа буква Я?

Работа по учебнику.

Чтение слогов и слов с буквой Я.

- Прочтите название рассказа.

- Что такое яблоня?

- Какую яблоню называю дикой?

(чтение текста)

- Где росла яблоня?

- Кто увидел яблоко?

- Почему заяц не смог сорвать яблоко?

- Как яблоко оказалось у ежа?

- Что произошло дальше?

- Кто подсказал разумное решение?

- Как он посоветовал поступить?

- Что сделал заяц?

- О чём это говорит?

- Что поняли зайчик, ворона и ёж?

- Найдите в тексте слова с буквой Я. Сколько звуков она обозначает в этих словах?

5. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому нужна помощь?

6. Итог.

- Почему на урок приходил мальчик Яша?

- Что узнали о букве Я?

- Закончите предложение “Я могу похвалить себя за ....”

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru