Цель урока: познакомить с согласными звуками [ м’], [м] и буквами М, м,   формировать навык слогового чтения, прививать навык культурного общения, создавать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:                                                       

познакомить с новыми звуками [м],[м’]и новой буквой Мм;

формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового чтения;

закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Развивающие:

развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес;

развивать умение работать с разной информацией;

Воспитательные:

воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

воспитывать доброту;

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с буквами и слогами, иллюстрация с детьми, солнышко; у учащихся – учебник «Букварь».

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации

– Сегодня на урок  я принесла книгу В.Д. Берестова «Читалочка». Валентин Дмитриевич Берестов очень любил родную природу и бережно относился к ней. Всегда был готов прийти на помощь слабому.
– Посмотрите на портрет поэта.
– А сейчас я буду читать вам стихотворение «Читалочка», а вы договаривайте нужные слова.

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим … (звуки)
Звуки эти разные –
(гласные, согласные).

–  Мы с вами уже выучили гласные звуки..
–  Сколько их? (6)
– А сколько букв, обозначающих гласные звуки?

ХОРОМ повторим все гласные буквы. (По плакату)

2.Артикуляционная разминка

Упражнения: «Маятник»

Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.

«Конфета»

Закладываем язык за щёку, как конфету, поочерёдно перемещая его из одной стороны в другую.

«Лошадка»

Щелчок – пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза.

 3. Знакомство с буквой М

–  Давайте продолжим читать стихотворение Берестова.

Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе… (слог).
Ма и ша, а вместе –… (Маша)
К нам явились на урок.

– Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию на доске.
– Как вы думаете, какое имя мы дадим сегодня этой девочке? (Маша)
– Вы его слышали в стихотворении.
– Выполним звуковой анализ слова Маша.
– Сосчитайте сколько звуков в слове.
–  Произнесите первый звук в слове.
– Какой он? (Согласный, твёрдый, произносится с преградой – обозначим синим квадратом). Квадрат прикрепляют на магнит на доску под картинкой с детьми.
–  Какой второй звук?
–  Следующий?
–  Какой последний звук?
– А какое имя можно дать мальчику, чтобы первый звук был согласный, мягкий? (Миша)
– Выполним звуковой анализ слова. (Аналогично выполняют разбор)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М.

–  Назовём ещё раз первые звуки слов.  ( [ м ] и [ м’])
–  Звуки [м] и  [м’]  на письме обозначаются буквой М (эм).

Учитель открываем на доске эту букву. Учитель приглашает к доске двух ребят и предлагает им взяться за руки. Стоя рядом, они изобразили букву М.

–  На что похожа буква М? (Ответы детей)

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!

(Е. Тарлапан)

Учитель показывает, как пишется печатная буква М.

–  Для чего нам нужно знать эту букву?  (Мы теперь сможем читать слова, в которых есть эта буква.)

СЛАЙД 2   А  теперь посмотрим на экран. Что по-вашему ,  обозначает буква М на этом здании? (Метро)
– Кто знает, что такое метро?
Метро – это подземная, наземная или надземная на эстакадах городская железная дорога.
СЛАЙД 3.   Так выглядит станция метро под землёй.
СЛАЙД 4.    Ещё рассмотрим одну фотографию.
– Кто узнал этот город? (Москва)
– Что вы знаете о Москве?
– Москва – это столица нашей Родины. Один из самых крупных городов в мире. В Москве работает Президент нашей страны и правительство.
– А как вы думаете со строчной или заглавной  буквы нужно писать слово Москва?
– Как называется город , в котором мы живём? (Вельск)
– С какой буквы нужно писать слово Вельск?

Вывод. Как пишется название городов?

4. Физкультминутка

Шли по крыше два кота,
Два кота Василия.
Поднимали два хвоста
Прямо в небо синее.
Сели пташки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали два кота:
Красота, красота.

5.Обучение слоговому чтению

– Посмотрите на доску. Какой звук обозначает синий квадрат? (Согласный,  твёрдый)
– Выберите те карточки ,на которых гласные буквы обозначают твёрдость согласного звука.(А О У Ы Э) Крепят на доску магнитом.

ПРОВЕРКА.

Учитель щелчком мыши выделяет гласные буквы, обозначающие твёрдость согласного звука. Дети называют их хором.

– Что обозначает зелёный квадрат?
– Найдите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

ПРОВЕРКА.

Учитель щелчком мыши выделяет гласные буквы, обозначающие мягкость
согласного звука. Дети называют их хором.

– Прочитайте слоги на доске. (МО, МА, МУ)
Придумайте слова на слог…    МО  (…)
МА  (…)
МУ  (…)

– Кто отгадал слово?
– Если мы подставим изученную сегодня на уроке букву, то получиться слово МАМА.
МАМА – это самое дорогое слово. Это первое слово, которое произносит маленький ребёнок.
– Давайте зажжём весёлое солнышко для  ваших мам.
– Представьте, что каждый прочитанный вами слог– это лучик для вашей мамы.

Учитель раздаёт лучики ученикам, они читают свой слог. После чтения каждого слога  прикрепляют лучик на доску. Дети повторяют прочитанное слово. Каждое предложение прочитывают несколько учеников, называя своё имя или имя мамы.

УМ  У– МЫ  МА–МА                          МО–Ё  И–МЯ…  
МЫ  Я– МА  МИ–МО                       И–МЯ  МА–МЫ…

Посмотрите, какое тёплое и весёлое солнышко вы зажгли для своих мам.
В русском фольклоре есть такая пословица: «При солнце тепло, а при матери добро.»

– Почему народ так говорит?

6. Физкультминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.

7. Чтение по учебнику

1) Читаем хором слоги на стр. 62.

2) Чтение стихотворения Г.Виеру хорошо читающими детьми.
Бык мычит две буквы:– МУ!
– МЯУ! – кот сказал ему.– 
– Слышал? Значит мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты.
– Какие буквы знает бык? (М, У) 
– А какие –   кот? (М, Я, У)

8. Составление словосочетаний с местоимениями моя , моё, мой, мои.

– К слову нужно правильно подобрать предмет.
– Назовите все предметы.
– Прочитайте первое слово и подберите к нему правильно предмет. И т. д.

9. Чтение по ролям

Стихотворение В. Орлова «Кто кого»

СЛАЙД 10.

Чтение стихотворения учителем.
Чтение по ролям читающими учениками.

За маму – чёрным шрифтом написаны строчки.
За первого мальчика – зелёным.
За второго мальчика – синим.

– Случалась ли с вами похожая ситуация?
– Чему вас научило это стихотворение ?
– Что помогло мальчикам быстро помириться? (Умение прощать мелкие обиды.)

11. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас порадовало, что огорчило?
– В чём вы испытали затруднение?
– А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вам было легко выполнять задания, покажите зелёный сигнал светофора; если у вас на уроке возникли затруднения – жёлтый сигнал; если задания для вас были трудными – красный сигнал.
– Молодцы! А у кого, что-то сегодня не получилось, следующий раз обязательно получиться.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru