Тип урока: урок введения нового знания.

Тема урока: «Буква ь – показатель мягкости согласных».

Место урока  в системе других уроков: первый урок по теме  «Буква ь».

Прогнозируемые результаты: первоклассники придут к выводу, что есть буква, которая, не обозначая звука, смягчает предшествующий согласный.

Цели:

Познавательная:  формирование интереса к учению, к новому.

Развивающая: развивать фонематический слух, развитие грамотной устной речи, развитие умения анализировать.

Воспитывающая: воспитание этики парной  работы.

Метапредметная – формировать регулятивные  УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1. Создание ситуации успеха

Цель: включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне.

– Прочитайте текст.
– Какое предложение  вы выберете для себя? Почему?
– Каких людей называют прилежными, ленивыми?

Дети читают текст «Ленивый и Прилежный» по цепочке.
«Завтра  поучусь, а сегодня погуляю».
«Завтра погуляю, а сейчас  поучусь».

Личностные:
– сформировать познавательные мотивы к учению;
Коммуникативные: умение строить понятные высказывания.
Познавательные: построение логической цепи рассуждения (доказательство).

2. Актаулизация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

– Разделите на 2 группы следующие буквы:
а и  б  з  с  г  д  т  я  е  ы  р  м  п  л  к  о
– На какие группы можно разделить гласные буквы? Согласные?

– Чему мы учимся на уроках обучения чтению?

– Отгадайте загадку.

Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

– Выполните звуковую модель слова.

Работа со звуковой моделью слова гусь:
– Сколько гласных звуков в слове? Согласных? Покажите букву, обозначающую  звук у, с, г.

– Представьте, что к нам в гости пришли ребята из другого класса. Смогут ли они узнать  по звуковой модели слово?
– Что необходимо сделать, чтобы они узнали это слово?
– Кто сможет напечатать слово гусь?
– Прочитайте слово? Что получилось? Получилось слово гусь? Почему?

Дети делят данные буквы на гласные и согласные буквы.
Затем каждую группу ещё на 2 группы: гласные,  на обозначающие мягкость  и твёрдость  предшествующих согласных.
Согласные – звонкие и глухие.
– Мы знакомимся с буквами, со звуками, учимся читать и т.д.

Дети выполняют звуковую модель слова, действуя по алгоритму. Один ученик работает у доски.

Дети отвечают на вопросы, показывают фишками названный звук.

Дети отвечают на вопросы учителя.

– Напечатать слово.

Ученик у доски печатает слово.
У ребят получается слово гус.
Дети приходят к выводу, что они не знают букву, которая смягчает согласную.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение практической задачи.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять и обосновывать разные виды группировки.
Регулятивные: находить ошибки и вносить свои коррективы.

Познавательные:  моделирование.
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.

– Какова же тема нашего урока?

– Какие буквы смягчают предшествующий согласный.
– Давайте попробуем подставить и прочитать: гус (-и, я, е, о. у и т.д.)
– Прозвучало наше слово?

 – Мы должны познакомиться с буквой, которая смягчает согласный звук.
Дети называют гласные второго ряда.

Дети читают слова.

– Нет.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

 4. «Открытие нового знания»

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях: печатание буквы ь.

Упражнение в чтении.

 –Что же делать?

– Кто знает такую букву?

Учитель знакомит с буквой ь.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Учитель знакомит с буквой ь.

С-сь      р-рь    з-зь    ань   ярь   аль   абь
М-мь     в-вь    б-бь   ибь   янь   ирь  ель
Н-нь     т-ть     в-вь    орь   иль   епь   еть
П-пь     д-дь     г-гь    инь   увь   оль   обь

– Как нужно читать согласный, если в конце стоит ь? В чём волшебство этой буквы?

– Мы должны были  познакомиться с новой буквой, которая смягчает согласный.
Некоторые дети знают эту букву и называют её.
Это буква ь.
Дети повторяют  стихотворение за учителем.

 

 

Дети работают в тетрадях для печатания, объясняют, почему достаточно только строчной буквы ь.
Дети читают вместе, девочки, мальчики, индивидуально.

Дети произносят вывод: согласный надо читать мягко.
Эта буква не обозначает звука.

Регулятивные:  способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности.
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, готовность к преодолению трудностей, умение планировать свою деятельность

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания.

– Прочитать слова в парах.

Конь     кисель       кинуть
Пень     король       красить
Тень      капель       ставить
Мель     полынь      писать

– В каком столбике все слова называют действия?

– Найдите в 1-ом и 2-ом столбике слова, отвечающие на вопрос кто?

Дети работают в парах: читают друг другу слова.

 

Дети должны найти этот столбик.

Дети перечитывают слова, называя нужные слова.

Коммуникативные: умение работать в паре, умение договариваться; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен  сделать вывод о том, что он уже умеет.

– Перед вами карточка со словами. В некоторых из них пропущена буква ь. Вставьте, где это  необходимо, эту букву.

Стул…  лес
Лос…    пыл..
Сол…    стол..

Самопроверка по эталону.

Дети самостоятельно выполняют работу.

 

Проверяют по эталону, отмечая «+» правильные ответы.

Регулятивные: умение действовать по плану, умение контролировать  процесс и результат своей деятельности.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Какое из этих слов (слова из самостоятельной работы) отвечает на вопрос кто?
– Откройте учебник с. 11 и найдите текст «Лось». Будем читать цепочкой.

–Это слово лось.

 

Чтение цепочкой.

Регулятивные: умение начинать выполнение действия в требуемый временной момент; понимание учебной хадачи.

8. Рефлексия.

– Какова была тема нашего урока?
–Какую цель мы ставили перед собой7
–Удалось решить восставленную задачу?
– Что вы можете рассказать про букву ь?
– Оцените себя по светофору.
Кто считает. Что он отлично усвоил тему? Кто хорошо? Кому необходимо ещё раз объяснить?

Дети высказываются по данным вопросам.

Регулятивные:  умение оценивать смысл учебной деятельности.
Познавательные: умение сравнивать цель и результат.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru