Цель:

познакомить учащихся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает;

учить читать слова с новой буквой;

развивать речь, память, мышление учащихся;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

 

Ход урока

 

I. Определение темы урока и постановка целей

На доске записаны слова: БАТОН БУЛКА БУБЛИК

Учитель: Что написано на доске?

Ученик: На доске записаны слова

Учитель: Что вы знаете о слове?

Ученик: Словом можно обозначить предмет, его действия, признаки. Словом можно отвечать на вопросы. Слова состоят из звуков человеческой речи

Учитель: Придумайте задание с данными словами

Ученик: Можно найти лишнее слово

Мы можем найти общее в данных словах

Учитель: Найдите лишнее слово

Ученик: Я считаю, что лишнее слово БАТОН, так как в нем нет буквы “Л”, а в других словах есть. Ударение падает на второй слог, а в других словах на первый слог

Учитель: Найдите общее, что объединяет все эти слова

Ученик: Все эти слова обозначают хлебные изделия и начинаются с буквы “Б”

Учитель: Произнесите позвучно слово “ХЛЕБ” и определите, все ли звуки в этом слове вам знакомы.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Дети хором тянут каждый звук)

Ученик: Тема сегодняшнего урока будет звук [х] и буквы, которыми он обозначается, потому что в слове “ХЛЕБ” первый звук [х] и нам он не знаком.

Учитель: Поставьте перед собой цель.

Ученик: Мы должны познакомиться с новым звуком и буквами, которыми он обозначается, научиться читать слоги и слова с новыми буквами.

II. Работа над новым материалом

Учитель: Подумайте, какое задание мы можем выполнить со словом “ХЛЕБ”

Ученик: Мы можем составить звуковую схему этого слова

Учитель: Составьте звуковую схему слова “ХЛЕБ” ( Дети составляют схему в кассах каждый самостоятельно, а один ученик работает у доски)

Учитель: Произнесите еще раз первый звук в данном слове и дайте ему полную характеристику.

(Ученики произносят первый звук и дают характеристику. он согласный, так как произносить его нам мешают зубы и язык. Этот звук глухой, потому что произносится без голоса. Он твердый)

Учитель: Моя бабушка в годы войны пекла “Хитрый хлеб”. Этот хлеб состоял не только из муки, в нем были трава и опилки. Бабушка месила тесто и лукаво улыбалась, называя этот хлеб ласково “хлебушек”. Он был с секретом “хитрый”. Этот хлеб спас моей бабушке жизнь в годы войны.

Почему бабушка называла хлеб “хитрым”?

(Ученики дают объяснение, как они поняли рассказ учителя)

Учитель: Назовите первый звук в слове “хитрый” и дайте ему полную обоснованную характеристику

(Дети в классе произносят первый звук и дают его характеристику : он согласный, так как произносить его нам мешают зубы и язык. Этот звук глухой, потому что произносится без голоса. Он мягкий, так как после него звучит звук [и])

Учитель: Сравните два новых звука, с которыми мы знакомимся на уроке

Ученик: Звуки [х], [х`] похожи тем, что они согласные, глухие и могут быть как твердый, так и мягкий

Учитель: Как вы думаете, какой буквой можно обозначить эти звуки?

Ученик : Эти звуки обозначаются буквой Х. Она согласная, так как обозначает согласные звуки

Учитель: (показывает карточки со слогами ХА, ХУ, ХИ, ХО, ХЕ )

Подумайте и скажите, какое задание мы можем выполнить с данными слогами?

Ученик: Мы можем прочитать слоги и придумать с ними слова

Учитель: Прочитаем слоги и проведем слоговой аукцион. Я буду показывать слог, а вы мне слово с данным слогом.

Ученик: ХИ…(хижина, хихикать…)

ХО…(хочет, хорошо…)

Учитель: Откроем учебник и каждый самостоятельно прочитает пословицы. Скажите, что их объединяет ?

Прочитайте и объясните смысл тех пословиц, в которых есть слова с новой буквой

(Дети читаю выразительно пословицы и объясняют смысл пословиц)

Учитель: Прочитайте первую пословицу наоборот, начиная с последнего слова к первому (ГОЛОВА ВСЕМУ ХЛЕБ ОБЕДОМ ЗА)

Прочитайте вторую пословицу через слово (БЕЗ ХЛЕБА РОДИТСЯ)

На доске слово: ХЛЕБОПЕКАРНЯ

Учитель: Прочитайте слово и объясните его значение. Придумайте задание с данным словом.

Ученик: Можно придумать новые слова, используя буквы данного слова.

Учитель: Составьте новые слова, используя буквы данного слова, которые будут иметь в своем написании букву, с которой мы познакомились на уроке. Дайте характеристику новым звукам в каждом составленном слове.

(Дети придумывают слова и дают характеристику нового изученного звука )

Работа с карточкой.

(На столе у каждого ученика карточка с текстом)

Как хлеб ищут.

В детстве мальчик часто терял свои вещи. Не находил и сердился. Бабушка велела искать так, как хлеб ищут. Внук не понимал этих слов. Ведь хлеб искать не нужно, он лежит в шкафу.

Началась война. Продуктов не хватало. Все время хотелось есть. Мальчик проверял все ящики в доме, надеясь найти хлебные крохи. Теперь он понял, как хлебушек ищут. (А.Митяев)

Учитель: Прочитаем текст, записанный на карточке и сосчитаем, сколько в нем слов с новой буквой?

Ученик: В этом тексте 10 слов с буквой Х

Учитель: Назовите эти слова

(Ученики называют из текста слова)

Учитель: Найдите среди названных слов лишнее слово, ориентируясь на изученный нами материал.

Ученик: Лишнее слово “КРОХИ”, так как в нем звук [х] согласный глухой мягкий. А в остальных словах звук [ х] согласный глухой твердый.

Учитель: А почему мальчик искал хлеб? Как нужно относиться к хлебу?

III. Итог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Расскажите все, что делали сегодня на уроке, в порядке выполнения вами задания

Рефлексия.

У каждого на столе имеются лепестки разного цвета, с помощью которым вы можете показать свое отношение к уроку. Если урок понравился и вам было все понятно, то ученик поднимает красный лепесток, если понравилось не все – зеленый лепесток, но если вам ничего не понравилось – синий.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru