Цель: создание условий для формирования понятийного образа буквы и звуков как элементов русской фонетики и графики,  представлений детей о звуках [л], [л,] и обозначающих их буквах Л, л.

Задачи:

Предметные:
– учить выделять звуки [л], [л,] в словах, давать им характеристику, познакомить с буквенным обозначением звуков [л], [л,];
Метапредметные:
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.
Познавательные:
– использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
– формировать интерес к учению, способствовать освоению  роли ученика.

Оборудование: мультимедиа-проектор, магнитная азбука, карточки с заданиями, учебник «Азбука», цветные карандаши, схемы слов, рисунок «Теремок», зонтики для букв, карточки со словами.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Тихо сядет первый ряд, остальные постоят.
Тихо сядет ряд второй, подружившись с тишиной.
Сядет третий ряд у нас.  И урок начнём сейчас.

– Вы пришли сюда учиться, не лениться, а …(трудиться).
– Работаем … (старательно).
– Слушаем … (внимательно).

2. Актуализация опорных знаний.

Загадка:

Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

Дети читают наизусть весёлые стихи об изученных буквах, выставляют их на наборное полотно, вспоминают, какие звуки обозначают эти буквы.

Буква А

Буква А всему глава,
У неё солидный вид,
Потому что буква А
Начинает алфавит!  и т.д. (учитель подбирает стихи на своё усмотрение)

На наборном полотне выставлены буквы а, к, о, ы, и, у, н, с, т

Речевая зарядка:

1. Упражнение на дыхание:

Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Была замечательная погода. (Слайд 1)
– Наши буквы пришли на полянку. Здесь росло много цветов. (Слайд 2)
Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержите дыхание (запомните аромат), долгий полный выдох. А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

2. Упражнение на артикуляцию:

– Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. (У учителя рисунок цветка и схемы построения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.)  (Слайд 3)

Анютины глазки

– Как называются эти цветы? Произнесите с удивлением: О-о-о! Чему удивились?

Розы

– Произнесите с восхищением: А-а-а!

Шиповник

– Произнесите сердито: У-у-у! Почему вы рассердились? Что это за цветок? Что вы знаете о шиповнике?

Георгины

– Произнесите радостно: И-и-и! Чему обрадовались?

Игра «Найди зонтик»

– Вдруг набежала туча. Пошёл дождь. (Слайд 4)
Буквы укрылись от дождя под зонтиками.  Какие буквы спрятались под синим зонтиком? А какие – под красным?  (У доски работают 2 ученика.  Они делят буквы на гласные и согласные.)

Игра «Да – нет – ка»

Я буду говорить утверждения, а вы, если со мной согласны, ставьте на своей карточке знак +, если не согласны – знак –.

1. Речь бывает устная и письменная.
2. Предложение состоит из слов, которые не связаны между собой по смыслу.
3. В слове осина 3 слога.
4. В слове кино 2 гласных звука.
5. Буквы а,о,у,ы – согласные буквы.
6. Звук [и] обозначает мягкость согласных звуков.

А теперь проверьте свою работу.  (Слайд 5) Если вы выполнили работу правильно, нарисуйте улыбающегося смайлика, если 1 ошибка – задумчивого, если 2 ошибки и больше – грустного.

Физкультминутка для глаз (бабочка)

3. Целеполагание

– Как поют песенку без слов? (Ля-ля-ля)
– Назовите одинаковый звук в словах: лукошко, лапти, игла, ёлка .
– Догадались, какая буква у нас в гостях? А что вы хотели бы узнать об этой букве? Составьте  вопросы, используя вопросительные слова: Какие? На что? Где? Чем? Что? Выберем 3 главных вопроса.
1. Какие  звуки обозначает буква Л?
2. На что она похожа?
3. Где может находиться в словах?

4. Открытие новых знаний

– Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы. Для этого поделимся на 3 группы: «Художники», «Наблюдатели», «Исследователи».

а) Сбор информации

Дети получают задания для групповой работы.

«Художники» обсуждают, фантазируют и рисуют, на что похожа буква Л.
«Исследователи» анализируют слова, находят нужную букву и характеризуют звуки, которые она обозначает. (Карточки с рисунками и схемами слов – зонт, лист, робот, конфета, утка, котик )
«Наблюдатели» находят в тексте слова с буквой Л, л, подчёркивают их, находят место буквы в слове (в начале, середине, конце слова)

б) Обобщение информации

Учащиеся в группах обсуждают и формулируют ответ на задание. Проверка выполнения задания – выступление. Весь материал вывешивается на доску.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

в) Построение объяснения

После выступления групп, 2-3 ученика рассказывают о букве Л всё, что они узнали, пользуясь материалом на доске.

г) Применение

– А сейчас вы превратитесь в испытателей. Должны же мы испытать нашу новую букву. Прочитаем с ней слоги и слова.  (Слайд 7)
(Чтение индивидуальное, хоровое, самостоятельное, с повышением голоса, с понижением голоса)

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

1. Игра «Теремок» (Приложение 2) (Буквы л, и, н, а) Просмотр отрывка из мультфильма.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы.

Чтение рассказа со с.63 с остановками. (Слайд 8)
– Предположим, что случилось дальше. Используйте слова: может быть, предположим, что, возможно, наверное, что если. (Слайд 9) Проверка по карточке.

3. Чтение слов с.57

6. Итог

– С какой буквой познакомились на уроке ?
– Где место буквы Л на ленте букв?
– Что было самым интересным на уроке?
– Что вызвало затруднение?

7. Рефлексия

Смайлики. Возьмите тот цветной карандаш, который поможет вам передать настроение после урока, закрасьте смайлик в жёлтый цвет, если на уроке всё было знакомо; в зелёный цвет, если вы узнали для себя новую интересную информацию.

Приложение 2.

Игра «Теремок» (Буквы л, и, н, а)

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Шла мимо теремка буква А. увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем - теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла буква А в теремок и стала там жить.

Шла мимо буква Н, подошла к теремку и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, буква А. Обозначаю гласный звук. А ты кто?

- А я буква Н. Обозначаю согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий.

Стали буквы вдвоём жить.

Шла мимо буква И. Остановилась и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, буква А. Обозначаю гласный звук.

- А я буква Н. Обозначаю согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий.

- А ты кто?

- А я буква И. Обозначаю гласный звук.

- Иди к нам жить!

Стали они втроём жить.

Шла мимо буква Л. Остановилась и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, буква А. Обозначаю гласный звук.

- А я буква Н. Обозначаю согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий.

- А я буква И. Обозначаю гласный звук. А ты кто?

- Я, буква Л. Обозначаю согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий.

- Иди к нам жить! Стали они вчетвером жить. Чтобы буквы не ссорились, составьте из них слово. (Лина)

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru