урок

Темы уроков: Чтение: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово (с.6-7).

Письмо: Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов (с.9-10).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие: 

Предметные результаты: учащийся познакомится со строением предложения из слов и роль интонации конца предложения (невосклицательной и восклицательной); научится аргументировать свое мнение в ходе дискуссии, рассказывать знакомые сказки, моделировать предложения по схемам, подбирать обобщающие слова к сериям рисунков; обводить и штриховать рисунки в прописях, воспроизводить горизонтальные линии, овалы и полуовалы по образцу в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии и рассказов по картинкам.

Метапредметные результаты: учащийся будет учиться формулировать учебную задачу вместе с учителем и одноклассниками, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, освоит базовые предметные понятия «слово» и «предложения»; продолжит освоение УУД логического характера (анализ, классификация, подведение под понятие на базе серии картинок с изображением инструментов); будет овладевать знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений, состоящих из нескольких слов); моделировать предложения по данным схемам, активно использовать речевые средства при пересказе знакомой сказки, в ходе дискуссии, осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление ценности трудовой деятельности в ходе анализа пословиц о труде, личных наблюдений над трудом взрослых; умение слушать собеседника в ходе дискуссии, доброжелательность.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Руки рабочих» (муз.В.Баснера, сл. М.Матусовского), интерактивная доска и слайд с разлиновкой прописей.

 

Ход урока

Актуализация знаний.

Беседа: «Какова была тема, которую мы обсуждали вчера? Какой вывод сделал народ относительно необходимости учебы? (Если в классе есть нерусские дети, попросить их привести примеры пословиц об учебе на родном языке и их перевод на русский язык). Какие сведения по русскому языку вы получили вчера? Приведите примеры предложений на тему школьной жизни».

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

В начале этапа создается проблемная ситуация. Звучит песня «Руки рабочих» (муз.В.Баснера, сл. М.Матусовского). Учитель просит догадаться по словам песни, какова будет тема урока. Затем хорошо читающий ученик зачитывает пословицу о труде и заголовок темы по русскому языку. Вместе с детьми формулируется учебная задача: «Обсудить тему о труде, узнать, из чего состоит предложение». Потом дети рассматривают «Прописи» на с.9-10 и вместе с учителем формулируют другую часть учебной задачи: «Обводить рисунки и писать элементы букв для тренировки руки, подготовки к письму». Важно при этом, чтобы формулировка как бы «собиралась по кирпичику» в ходе дискуссии самими детьми с помощью учителя. В ходе этой дискуссии учитель напоминает ее правила: не шуметь, выслушивать говорящего, поднимать руку, если просишь слова, вставать с места, предлагая свой вариант.

Чтение: Изучение материала урока. Дискуссия на тему о труде. Хорошо читающий ученик зачитывает тему. Учитель предлагает детям  высказать свое мнение о смысле пословицы о труде, затем обобщает: «Народная мудрость, выраженная в пословице, говорит об уважении народа к человеку, любящему трудиться». Далее выявляется смысл второй пословицы, которую также зачитывает хорошо читающий ребенок. Дети высказывают мнение, тот же смысл у нее или чем-то отличается. Главное, чтобы в ходе данного формирования коммуникативных УУД дети научились использовать формулировки: «Я согласен…», «Я не согласен…», «Я думаю…», «Мне кажется…», то есть элементы критического мышления. С помощью учителя дети должны придти к выводу, что это также пословица о труде, но труде коллективном, когда совместно делается сложное дело. По завершении этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Обводка круглых линий и овалов в «Прописи» №1 на с.9. Штриховка с помощью горизонтальных линий.

Переходом к этой работе может быть задание учителя: «Вот и мы займемся сообща этой трудной работой: выработкой точности руки». Учитель на интерактивной доске показывает, как делается штриховка. Во время работы учитель корректирует у детей посадку, положение тетради и пальцев, доброжелательно оценивает работу. Перед и после рисования нужно выполнить пальчиковую гимнастику.

Чтение: Изучение темы «Предложение и слово».

Изучение темы лучше начать с проблемной ситуации. Учитель произносит такие предложения: «Ребята работали дружно», «Работали ребята дружно», «Дружно работали ребята» и после каждого спрашивает, предложение ли это. Затем следует вопрос: «Казалось бы, это одинаковые предложения, они выражают одну в общем-то мысль, одну и ту же тему, все заканчивается понижением голоса в конце. А чем же они отличаются?» После того, как дети сделают вывод, что «слова стоят на разных местах», учитель обобщает, что предложение не появляется в голове в готовом виде, а состоит из отдельных слов, которые могут меняться местами. Зачитывается хорошо читающим учеником тема и правило на с.7 «Азбуки», рассматривается схема. Затем вспоминается сказка «Репка», дети по сказке моделируют предложения из трех слов в соответствии с рисунками на с.7: (Посадил дед репку.  Выросла репка большая. Позвал дед бабку.  (Бабка за дедкой). Позвала бабка внучку. (Внучка за бабкой). Позвала внучка Жучку и т.д.).

Последнее предложение «Вытянули репку!» следует прокомментировать: если предложение произносится с повышенной интонацией, радостно, взволнованно или грозно, то на конце его ставится не точка, а восклицательный знак. В заключении изучения нового материала учитель спрашивает, что нового узнали, выполнена ли эта часть учебной задачи. 

Письмо: Выполнение  прямых и волнистых линий по образцам в «Прописи» №1 на с.9. Переходом может служить задание: «Вот и мы сейчас будем вытягивать свою репку», но не большую, а очень маленькую. Оказывается, это тоже трудно».

Чтение: Закрепление материала о слове и предложении проводится в ходе работы над сюжетной картинкой на с.6 «Азбуки» по заданиям под картинкой. Необходимо связать эту работу с темой труда: каждый из обитателей теремка трудится, не сидит без дела. Затем дети под руководством учителя моделируют по схемам предложения из двух и трех слов. При этом слушающие должны следить за количеством слов, которые есть в предлагаемых фразах.

Письмо: Этой же цели служит и составление предложений из 4 слов в «Прописи» №1 на с.10. При составлении этих предложений надо обратить внимание детей на то, что последнее слово должно писаться с заглавной буквы. Можно задать проблемный вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?». Разумеется, дети, которые только начинают осваивать грамоту, этого знать не могут, но если в классе есть уже умеющие читать дети, они могут выступить «экспертами» и сказать, что это должно быть имя мишки, ослика или совы. Если класс достаточно сильный, можно пропедевтически на модели тестов в «Азбуке» в предыдущих уроках показать детям, какие слова пишутся с заглавной буквы, и это в схемах отражается выступом с левой части схемы. Предложения, которое должны составить дети, могут быть такие: «Вини-Пух подарил шарик Иа-иа. Спасибо за шарик, Вини-Пух».

Оставшееся время дети пишут полуовалы в «Прописях» на с.10.

Чтение: Закончить урок следует тренировкой логических УУД по сюжетным картинкам на с.6 «Азбуки». Это достаточно трудное задание, так как не все дети знают слово «инструменты» или не все смогут подобрать общее понятие для столь разнородных предметов, даже если знают их названия. Если дети будут затрудняться, то учителю следует сообщить им слово «инструменты» и посоветовать побеседовать с родителями о тех инструментах, которые они используют на работе и в быту. Если дети без труда подберут необходимое слово, то следует найти изображения инструментов на сюжетной картинке «Теремок», а также привести свои примеры инструментов.

Итоги урока.

Беседа: «Какую тему мы сегодня обсуждали? Как относится русский народ к людям труда? Что помогает людям выполнять свою работу? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? Что мы сегодня делали на заданиях по письму? С какой целью?»

 Этап рефлексии.

Дети вспоминают, какова была учебная задача урока, делают вывод, выполнена ли она, оценивают свои достижения (ставят себе оценку в прописях).

Физкультминутки по-прежнему должны носить релаксирующий характер под музыку «визитной карточки» первого урока  («Школьный вальс»).

Рекомендации по работе в семье: помочь ребенку в обводке сюжетной картинки на с.10 «Прописей», побеседовать об инструментах на своей работе и в быту, в иноязычных семьях подобрать национальные пословицы о труде и перевести их на русский язык.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru