урок

Темы уроков: Люби всё живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов (с.11-12).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со слогом, слоговыми схемами слов, научится делить слова на слоги, соотносить слова со слоговыми схемами; составлять предложения и рассказы по иллюстрациям, подбирать обобщающие слова, научится воспроизводить полуовалы и круги по образцам в прописях; будет совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и рассказов по иллюстрациям «Азбуки».

Метапредметные результаты: учащийся продолжает учиться формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия (слог), осваивает логические УУД классификации и подведения под понятие (домашние и дикие животные), а также регулятивные УУД планирования речи при самостоятельном составлении устных текстов; продолжает знакомство со знаково-символическими средствами передачи информации (слоговыми схемами), осваивает начальные формы познавательной рефлексии: отвечает на итоговые вопросы и оценивает личные достижения.

Личностные результаты: осмысление необходимости бережного отношения к животным; переносить этику отношений между людьми на отношения к животным в ходе дискуссии по теме урока и выполнения заданий в «Азбуке», посвященных животным.

Оборудование:  у учащихся – обычные письменные принадлежности, у учителя – аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»; интерактивная доска с разлиновкой прописей.

Ход урока

Актуализация полученных знаний.

Беседа: «Какую тему мы обсуждали вчера? Какой вывод делает народ в пословицах о труде? (дети-носители иной культуры приводят примеры пословиц о труде на своем родном языке и их перевод на русский язык). Какую тему по русскому языку мы вчера изучили? Какое правило узнали?»

Целеполагание.

Формулировка учебной задачи вырабатывается детьми под руководством учителя при чтении умеющими читать учениками тем на с.8-9 «Азбуки», рассматривании рисунков на с.8-9 «Азбуки» и на с.11-12 «Прописей». Задача может быть сформулирована так: «Обсудить тему о любви к животным, указать, что такое слог и писать элементы букв с целью подготовки к написанию букв».

Чтение: Изучение материала урока. Обсуждение темы «Люби все живое». Составление коротких текстов по сюжетным картинкам.

Подготовкой к организации дискуссии может быть «музыкальная заставка» - первый куплет и припев песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир». Учитель задает проблемный вопрос: «А почему нужно любить всё живое?» В результате дискуссии дети должны придти к выводу, что животные нуждаются в заботе и уходе хотя бы потому, что они живые и, как и человек, могут чувствовать радость и страх, боль, любовь и т.д.  Плохо относиться к животным может только плохой человек. Кроме того, животные полезны человеку, от них он получает, еду, одежду, обувь, удобрения и т.д.

Упражнения логического характера проводятся по предметным картинкам на с.8 «Азбуки»: дети в соответствии с заданием должны разделить животных на две группы – домашние или дикие – и привести примеры животных той или другой группы.

Письмо: Обводка контуров предметов в прописи №1 на с.11. Переходом может служить задание: «Насекомые – это тоже животные, и к ним тоже нужно относиться бережно: не ловить, не убивать насекомых. После обводки мы будем понимать, что за насекомое перед нами. Под каждой картинкой есть прямоугольничек. Что он означает: слово или предложение? Почему вы так думаете? (Ответы детей: у схемы предложения слева выступ, а в схемах под картинками выступа нет). Во время обводки учитель корректирует посадку, положение тетради и пальцев руки. После выполнения обводки дети называют изображенных насекомых и вспоминают, какие стихи и сказки о насекомых они знают: («Тараканище», «Муха-цокотуха»). Перед началом обводки и после нее надо провести пальчиковую гимнастику.

Чтение: Составление коротких текстов по сюжетным картинкам на с.8 «Азбуки». Этим заданием начинается формирование не только понятие о тексте, но и формирование регулятивных УУД при самостоятельном создании текста. В отличие от пересказов, знакомых сказок, когда дети следуют за текстом сказки, создание текста по картинке, без знакомого сюжета, представляет известную трудность, поэтому требует обдумывания. Можно объявить конкурс на лучший рассказ из трех предложений по каждой из картинок. Условия конкурса: рассказ должен быть связным и чтобы было понятно, что он состоит из трех предложений, то есть после каждого предложения должен быть понижен голос и сделана пауза. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи урока.

Письмо и чтение: Обводка окружностей в сюжетных картинках на с.12 «Прописей» №1 и пересказ сказки «Колобок» по заданиям на с.9 «Азбуки» с тем же условием: акцентировать интонацией конец предложения. Выполнение этого задания можно также сделать в виде конкурса на лучшего слушателя: один ученик рассказывает сказку, остальные подсчитывают количество предложений. Такой подход позволяет актуализировать межпредметные связи с математикой, так как большинство детей, приходящих в школу, знают счет до 10 и целесообразно эти знания повторить.

Чтение:  Изучение понятия о слоге.

Начать изучение данного понятия можно с проблемного вопроса: «Кто из вас слышал такое выражение «прочитать по слогам»? Что оно означает?» Можно также дать прослушать куплет из песни «Школьный вальс» («Давно друзья весёлые…»):

                        Давно ли ребятишками

                        С пеналами и книжками

                        Входили и садились по рядам?

                        Здесь десять классов пройдено

                        И здесь мы слово «Родина»

                        Впервые прочитали по слогам»,

а затем задать этот вопрос. Хорошо читающий ученик зачитывает тему на с. 9 и правило. Затем учитель показывает, как голосом делить слово на слоги и как выглядит слоговая схема слова. Закрепляется материал с помощью задания на с.9: дети называют по слогам изображенных животных и находят соответствующую схему (Внимание! В заданиях есть подвох: на правом крайнем рисунке изображен волк, и схема нужна та, которая расположена рядом с изображением гуся. Вторая трудность: дети могут принять изображение чайки за изображение ласточки).

Письмо: Закончить урок следует обводкой полуовалов на с.11 и окружностей на с.12 «Прописей» №1. Учитель на интерактивной доске показывает, как выполняются полуовалы и окружности.

 Итоги урока.

Беседа:

1. На какую тему мы с вами беседовали сегодня? Почему надо любить всё живое? На какие две группы делятся животные? С какими животными мы «встретились» на этом уроке? 

2. Какую тему мы изучили по русскому языку? Как выделить слоги в слове?

3. Что мы сегодня рисовали? С какой целью?

Этап рефлексии.

Дети коллективно вспоминают, какова была учебная задача урока, и делают вывод, выполнена она или нет, и каждый оценивает свои достижения (ставит себе оценку в прописях).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru