урок

Темы уроков: Чтение: Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с.14-16).

Письмо: Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий (с.21-23).

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками речи, гласными и согласными звуками и их различием; со слогом-слиянием, обозначением звуков в слого-звуковых схемах; научится соотносить слова со схемами, моделировать предложения по схемам, воспроизводить овалы и наклонные линии по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и рассказов по иллюстрациям в «Азбуке».

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о гласных и согласных звуках, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения, подведения под понятие при знакомстве с различием гласных и согласных звуков; использует знаково-символические средства представления информации (слого-звуковые схемы), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление ценности родной природы, понимание ее значимости для человека и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование. У учителя: аудиоаппаратура и запись первого куплета песни «Наш край» («То березка, то рябина…», муз. Д.Б.Кабалевского, сл. А.Пришельца); у детей: запасные красные фломастеры. 

 

Ход уроков

Целеполагание: дети вместе с учителем, рассматривая материалы «Азбуки» на с.14-15 и «Прописей» №1 на с.21-23 формулируют учебную задачу уроков: «Обсудить тему «Край родной, навек любимый», изучить тему «Гласные и согласные звуки», писать элементы букв».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Край родной, навек любимый».

Звучит первый куплет песни «Наш край» (муз. Д.Кабалевского, сл. А.Пришельца), дети тут же узнают слова из заголовка темы. Учитель обращает внимание детей на рисунок на развороте  с.14-15 и спрашивает, что нарисовано на этом рисунке, зачитывает задание и обращает внимание на значок на полях. Этот значок новый в работе детей, и поэтому нужно с ними повторить условное обозначение на с.2. Это важно для выработки у первоклассников умения работать с учебниками системы «Школа России», в которых приняты единые обозначения.

Затем учащиеся работают в парах. Учитель обращает внимание на то, что нужно вырабатывать вопросы шепотом, чтобы не мешать другим. По окончании работы 3-4 пары задают друг другу подготовленные вопросы.

В заключение обсуждения темы зачитывается хорошо читающим учеником начало предложения под рисунком, дети дополняют его словами «домашними животными», перечисляют домашних животных, изображенных на рисунке. Можно дать задание перелистать уже проработанные с.4-13 «Азбуки» и назвать, какие еще домашние животные изображены на рисунках. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв проводится по с.21 «Прописей» №1. Перед работой и после неё проводится пальчиковая гимнастика. Переходом к этому этапу урока может быть задание: «Лето кончилось. Пора и за работу. Тренируем руку, рисуем и пишем элементы букв».

Чтение: Изучение темы «Гласные и согласные звуки».

Актуализация имеющихся сведений.

Учитель задает вопросы, на которых дети отвечают хором:

- Как жужжат пчелы, осы, шмели? (ж-ж-ж)

- Как звенят комары? (з-з-з)

- Как шипят шины по асфальту (ш-ш-ш)

- Как рычит собака? (р-р-р)

- Как мычит корова? (м-м-м)

Изучение нового материала.

Аналитический этап нужно начинать с проблемного вопроса: «А как воет ветер? Сравните, как рычит собака: р-р-р. Одинаково ли мы образуем эти звуки?» Это трудный для первоклассников вопрос, т.к. вибранты «тянутся» так же, как и гласные, и в то же время достаточно легкий, так как ребенку достаточно легко проследить артикуляцию [р]. Дети хором «тянут» сначала [у], затем [р] и высказывают предположение, что при произнесении [у] язык не двигается, а при произнесении [р] – дрожит. Обобщая их ответы учитель поясняет, что и при произнесении [ж], [с], [з] кончик языка тоже приближается к небу и создается шум, а некоторые звуки вообще без усилия невозможно произнести, будто приходится преодолевать преграду, например [б], [г]. Дети хором произносят эти звуки, прослеживая трудность для прохождения воздуха. Таким образом, дети не получают знания в готовом виде, а устанавливают различия между гласными и согласными звуками в ходе лингвистического эксперимента, который завершается позвуковым анализом слова голос: дети произносят звуки этого слова и говорят, есть преграда или нет. В заключение учитель формулирует правило: звуки, которые произносятся без преграды, называются гласными, а с преградой в виде языка, губ и зубов – согласными. Закрепляется материал определением детьми типа звуков [о], [т], [э], [ц].

Пропедевтически даётся понятие о твёрдых и мягких согласных звуках. Учитель предлагает детям сравнить звучание слов мыл и мил, был и бил и, специально утрируя артикуляцию [м] и [м'] и [б] и [б'], спрашивает детей, одинаково ли произносятся эти звуки. Затем сообщает, что звуки [м] и [б] называются твёрдыми, а [м'] и [б'] – мягкими.

Понятие о слоге-слиянии также выводится детьми под руководством учителя в ходе лингвистического эксперимента. Дети по слогам произносят слово голос. Учитель спрашивает, отделяется ли в слоге произношение согласного от гласного. Закрепляется материал вначале при анализе  схем на с.14: дети, выполняя задание, протяжно, по слогам произносят слова куры и гуси. Учитель на доске мелками или на интерактивной доске цветными специальными фломастерами рисует схему, комментируя: слоги отделяются друг от друга черточкой, проводимой сверху вниз с выступами сверху и снизу. Если слог представляет собой слияние, то клеточка делится косой линией из левого верхнего угла в правый нижний, и гласный звук обозначается красным цветом. Затем дети отвечают на вопрос учебника: схемы одинаковы, потому что строение слогов одинаково (согласный + гласный, ударный слог первый), хотя  звучание и значение разные.

При анализе схем на с.15 нужно обратить внимание на схемы слов осы и ива: они также одинаковы, и в них имеются слоги, состоящие из одного гласного, поэтому квадратик закрашивается красным цветом целиком. Анализ проводится в ходе эвристической беседы: Кого изображает первый из рисунков? Произнесем слово голуби по слогам. Есть ли в этом слове слоги-слияния? Какой звук в этих слияниях первый, а какой – второй? Каким цветом обозначены гласные звуки? Кто изображен на втором рисунке? А на третьем? (Городские дети могут не догадаться, что это ива). Произнесем по слогам ива, осы. Как вы думаете, чем интересны первые слоги в этих словах? Как отражается это в схемах?

Письмо: Далее дети в «Прописях», работая самостоятельно в парах, моделируют схемы слов со слогами-слияниями на с.23 (левая), 17 (левая).

Заканчивается урок рисованием овалов и овальных фигурок в «Прописях» на с.22. Перед тем, как и писать, нужно найти эти элементы в алфавите на с.2: в буквах а, б, д, О, о, Ф, ф, Ю, ю, Я, я  (учитель называет сам эти буквы).

Итоги урока.  

Беседа.

Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали?

Что нового по русскому языку мы узнали? Как отличить гласный звук от согласного? Каким цветом гласные звуки отражаются на схемах? Что называется слогом-слиянием? На каком месте стоит согласный звук в слиянии?  

Этап рефлексии.  

Физкультминутки по-прежнему носят релаксирующий характер.

Рекомендации для занятий в семье: рассказать о природе родного края, потренировать пишущую руку по прописям.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru