Является ли предметом изучения в начальных клас­сах литература или литературное чтение?

Вопрос совсем не праздный, так как именно от него за­висят содержание и методы работы с литературным произ­ведением в начальных классах.

Как известно, курс литературы для средней школы наце­лен на изучение литературы как искусства слова, литера­турного процесса в целом, творчества писателей и усвоение теоретических понятий, недоступных восприятию младших школьников.

Главной же задачей начальной школы является форми­рование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, уме­ния вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произ­ведению как искусству слова.

С помощью слова автор создает свое произведение, сво­их героев, поэтому словесный строй произведения, особен­ности речи героев всегда должны находиться в центре вни­мания учащихся.

Следует отметить, что первоклассники, которые учи­лись по «АБВГДейке», значительно лучше понимают роль слова в художественном тексте. Это связано в пер­вую очередь с тем, что в азбуке слово рассматривается не односторонне, как звукокомплекс, а как двусторонняя еди­ница речи, включающая и содержание (значение, смысл слова), и форму (звуковую структуру), что позволяет уча­щимся осознавать смысловую сторону речи и создает пред­посылки к более глубокому пониманию искусства слова.

Раздел включает диалоги, пословицы, загадки, рисун­ки и репродукции картин, посвященные книге, связанную с ней историю письма и разные способы записи информа­ции, передачи ее от человека к человеку.

Понятия:

Книга — писатель — читатель.

Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.

Раздел включает произведения малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, считалки и песенки. Русские фольклорные песенки, потешки-считалки помещены вме­сте с произведениями устного народного творчества дру­гих стран, чтобы развивать интерес к мировой культуре и воспитывать любовь к своему народу.

Понятия:

Малые фольклорные жанры: песенки, загадки, по­словицы, считалки.

В раздел включены народные сказки о животных для чтения и драматизации. Для сопоставления с народными сказками в учебнике имеются и авторские сказки, объеди­ненные общей темой и героями. С тем чтобы учащиеся по­лучили представление о сказочном герое, в учебнике введе­ны сказки о буквах, и в отличие от азбуки буквы в этом случае выступают в новой функции — в функции сказоч­ных героев.

Понятия:

Сказка, сказка о животных.

Сказочный герой.

Персонажи.

Этот раздел включает произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд детской литера­туры, малые жанры фольклора, расширяющие представ­ления учащихся о взаимоотношениях человека с живот­ным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.

Понятия:

Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.

Практическое сравнение стихотворных и прозаи­ческих текстов.

В разделе собраны произведения отечественных писа­телей, которые затрагивают мир детских отношений, рассказывают о настоящих друзьях, приглашают детей к совместному размышлению над такими важными поня­тиями, как обман, честность, совесть, лень, трудолюбие.

Понятия:

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям.

Дружба, взаимопомощь и поддержка.

Цель данного раздела — познакомить первоклассников с художественными произведениями отечественных пи­сателей, в которых отражены красота родного края, лю­бовь к своей земле, к своей стране. Любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своей семье, к отцу и ма­тери, жизнь которых неразрывно связана с тем местом, где они родились.

Понятия:

Родной край, главный город страны (столица).

Красота родного края.

Времена года: весна, лето, осень, зима.

Стихи, рифма.

Понятия: творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов.

В конце года учащиеся рассматривают произведения IV раздела учебника «Сто фантазий». Он предназначен для самостоятельного чтения и работы с родителями. Его цель — развить творческие способности детей, научить со­чинять небольшие истории, рассказы, стихи, используя советы, которые дают писатели.

Дополнительно можно дать небольшой список книг для чтения летом. Чтобы дети не растеряли первоначальные навыки чтения, их нужно убедить в необходимости посто­янного чтения книг, в которых собраны целые сокрови­ща мыслей замечательных писателей-мастеров словесного искусства, множество историй, приключений и путешест­вий знаменитых героев книг, с которыми будет интересно общаться юным читателям.

Работа с повествовательным текстом начинается в на­чальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повест­вовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают дей­ствия героев, изменения, происходящие в их жизни, собы­тия, влияющие на становление характера.

В процессе анализа рассказа используются такие прие­мы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед вос­приятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозмож­на, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимо­сти. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вы­звать потребность в анализе текста.

Жанр сказки изучается в начальной школе с 1 класса. Сначала дети знакомятся со сказкой о животных или быто­вой сказкой, а потом только с самой сложной — волшеб­ной сказкой. Отличительными особенностями сказки явля­ются наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, со­бытий; постоянные эпитеты; особая структура (присказка, зачин, концовка), наличие главной идеи (добро побеждает зло). Определим, что из вышеперечисленного относится к сказкам о животных, так как именно эти сказки вклю­чены в содержание учебника по литературному чтению. 

Сказка о животных носит назидательный характер, все ее герои реальны; отсутствуют фантастические герои и вол­шебные предметы. Этим сказка о животных и приближена к реальной жизни. Как правило, в таких сказках действу­ют и дикие (лиса, заяц, волк, медведь), и домашние живот­ные (петух, собака, кошка). Образы последних встречают­ся в тексте гораздо реже. За каждым из героев сказки стоит тот или иной человеческий характер. Чаще всего ха­рактер животного или птицы не имеет ничего общего с настоящим «живым» представителем мира природы. В сказках лиса всегда хитрая, заяц — трусливый, волк — глупый и т. д. Эти герои действуют в определенных ситуа­циях. 

Одна из самых серьезных проблем преподавания лите­ратурного чтения в начальной школе — анализ лириче­ского текста. С самых первых шагов в мир литературы мы должны внушить маленьким читателям мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уни­кальный смысл. Помочь ученикам в постижении этого смысла — задача учителя на уроке.

Нельзя не учитывать тот факт, что самые младшие чи­татели часто не могут воспринимать целостно лирический текст. Литературовед Л. В. Тодоров выделил три основных типа восприятия поэтических текстов детьми. К первому типу относятся дети, у которых развито чувство стиха (в классе 4—5 человек). Эти читатели уже при первом чте­нии воспринимают стихи в их эстетической значимости. Второй тип учащихся (в классе обычно человек 20—25) не столь сильный в восприятии лирического стихотворения с точки зрения художественности и эстетики. К третьему типу относятся дети, которые плохо воспринимают стихи. Кроме этого, невозможно не учитывать при работе над ли­рическим текстом возраст ребенка, тип нервной системы, уровень начитанности. Попробуем вместе подготовить ре­бенка к чтению лирического текста по учебнику литера­турного чтения.

Важной частью учебно-методического комплекта по ли­тературному чтению для 1 класса является творческая тетрадь авторов Л. Ф. Климановой, Т. Ю. Коти. Зада­ния творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к худо­жественному слову и обогащать лексику.

В тетради выделено 10 тем: «Веселится весь народ»; «Скороговорки на пригорке»; «Песенки-чудесенки»; «Эти загадочные загадки»; «Считалочки-игралочки»; «Волшеб­ный ларец сказок»; «Про мушек и зверюшек»; «Доброе братство милее богатства»; «Наш театр»; «Сто фантазий». Каждая из них дополняет содержание темы в учебнике по литературному чтению Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Например, в теме «Загадки» учебника мы рассматриваем произведения малых фоль­клорных жанров. Дети учатся сравнивать загадки с отгад­ками, находить наиболее точные слова, которые помогут отгадать предмет, классифицировать загадки по разным основаниям. Соответствующая тема рассматривается и в творческой тетради.

Цель обучения литературному чтению в начальной школе — формирование основ читательской само­стоятельности. Это значит, что с самого младшего воз­раста у учащихся формируется интерес к детской книге, желание и привычка читать их.

Внеклассное чтение (или урок работы с книгой) начина­ется с первой учебной недели параллельно с обучением чте­нию. На уроке литературного чтения знакомство с дет­ской художественной книгой происходит постоянно. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста система­тически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учится ориентиро­ваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru