Цели:

работать над числовым рядом от 1 до 20;

отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания;

совершенствовать вычислительные навыки, умение решать простые задачи, сравнивать выражения.

Оборудование: числа, знаки, флажки, рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек, числовой ряд, кассы цифр, индивидуальные наборные полотна, карточки с заданиями, бинокль, медали.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока.

– Добрый день, мои юные друзья! Сегодня у нас в гостях почтальон Печкин, который будет следить за вашими успехами. Он сообщил, что на уроке математики нас ждет сюрприз. А сейчас... Ой! Что такое? Кто это возится? Вот такой сюрприз приготовил Печкин... Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания (не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение). Если все это будем соблюдать (выполнять), то повторим материал, который мы изучили. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте скажем волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик, 
На запад, на восток. 
Канаты – паутинки, 
А парус – лепесток.

III. Устный счет

1. Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей вырезанных мышек, но так, чтобы они не знали. Мышка имеет порядковый номер.)

– Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались, и мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите. Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске!

(Дети выходят к доске. В руках держат мышку с порядковым номером)

– Сколько всего мышек? (6) 
– У каждой мышки есть число. Давайте прочитаем числа. По порядку они разложены? Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку: от 15 до 20. 
– Какое число идет при счете за числом 15? 17? 19? 
– Перед числом 16? 18? 20? 
– Назовите «соседей» числа 16, 18. 
– Какое число больше 16 на 1? Какое число меньше, чем 18 на 1? 
– Каких чисел не хватает в числовом ряду от 10 до 20? 
– Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.

2. Решение задач

– А теперь проведем математическую разминку.

1) Сидят рыбаки, 
Стерегут поплавки. 
Рыбак Корней 
Поймал шесть окуней, 
Рыбак Евсей –
Пять карасей. 
Сколько рыб рыбаки 
Натаскали из реки? (6 + 5)

2) Саша с Колей рыб удили 
Двадцать рыбок наловили. 
Кот к рыбам подобрался 
Одну схватил и умчался. 
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (20 – 1)

Ученик, назвавший ответ, считается хорошим рыбаком, т.е. он награждается рыбкой.

На одной рыбке задача: 
В порту стояло 4 корабля 
К ним приплыло еще 2.

– Сколько кораблей стало в порту? (Разбор задачи по вопросам). Придумайте обратную задачу. Поплыли дальше.
– На пути у нас остров «Веселые друзья». Там дружно живут звери и птицы. Нужно у каждой семейке поставить число, которое обозначало, сколько членов в этой семье. Был сильный ураган, и ветер унес все числа. И теперь звери и птицы не смогут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все наоборот:

Замяукали котята: 
«Надоело нам мяукать! 
Мы хотим, как поросята, 
Хрюкать!»

– Давайте ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их и положите число. (14)

А за ними и утята: 
«Не желаем больше крякать! 
Мы хотим, как лягушата, квакать!»

– Сосчитайте утят и положите число. (12)

Свинки замяукали: 
«Мяу! Мяу!»

– Каким числом вы обозначите свинок? (4)

Цыплята закрякали:
«Кря, кря, кря!»

– Сколько цыплят? (5)

А вот заиньки 
Были паиньки 
Не мяукали 
И не хрюкали 
– Наш корабль встречали, 
И весело танцевали.

– Сколько их? (2)
– Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их в порядке убывания. 
– Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывем дальше. Говорят волшебные слова:

Плыви, кораблик в море 
И дальше – в океан.

IV. Закрепление пройденного

Работа в тетради

– Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными.

1) Решение примеров. Игра «Точно по курсу»

На доске написаны примеры:

7 * 8 = 15
12 * 4 = 8
14 – 5 * 8

17 – 9 * 10
18 – 8 * 14 – 4 
15 * 1 = 16

Вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны знаки «=, +, +, –, <, >», которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.

– Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.

Вызываю к доске два ученика. Они решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, и подставляют его. Кто быстрее «проведет» по курсу свои корабли, т.е найдет знак к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.

V. Физкультминутка

– Все ли на море спокойно, капитан? (Капитан смотрит в бинокль) 
– На море легкий ветерок плещутся рыбы, качаются на волнах чайки, давайте и мы отдохнем, проведем физкультминутку.

Рыбки весело плескались 
В чистой голубой воде. 
То сожмутся, разожмутся, 
То зароются в песке. 
Присядем столько раз, 
Сколько рыб здесь у нас! 
Сколько чаек у нас? 
Столько мы подпрыгнем раз.

2) Работа над задачей

– Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется, кто-то показался вдали. Кто там? Пираты?! 
– Они хотят на нас напасть. Приготовьтесь к бою, взяли оружие! А им, вы знаете, являются ум, быстрота и смелость. Правильно решим задачу и тем самым уничтожим пиратов.

Задача на смекалку. Штурман, прокладывая путь своему кораблю, начертил три отрезка. Первый – длиной 9 см, второй – на 2см короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равны длины второго и третьего отрезков? (Решение задачи по действиям записать в тетради).

3) Игра «Точные штурманы»

– Штурманы очень важные люди в экипаже, они прокладывают путь кораблям и самолетам. Сегодня наша задача продолжить путь нашего корабля. (Дети прокладывают маршрут, тем самым решая, записывают примеры в тетрадь).
– Мы плывем к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах.

13 – 1 – 2
3 + 8 + 1
5 – 3 + 6

0 + 4 + 9 
14 – 1 – 3 
2 + 1 – 10

– Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил штурвалы и просит, чтобы мы ему построили на берегу дом из геометрических фигур. (Прямоугольник, квадрат, 2 круга, треугольник)

VI. Итог урока

– Вот и путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, решали задачи, примеры; повторили состав чисел; соотносили числа с группами предметов.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru