урок

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с письменным приёмом сложения трёхзначных чисел с переходом через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить умения читать и писать трёхзначные числа; закрепить умения складывать и вычитать числа на основе знаний нумерации; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация, простейшее моделирование); развивать интеллект и творческое начало детей.

Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Структура урока:

организационный материал, мотивация;

подготовка к основному этапу урока;

постановка проблемы;

решение проблемы;

повторение, проверка усвоения знаний;

подведение итогов;

рефлексия;

информация о домашнем задании.

Содержание обучения:

Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.

Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:

учащиеся должны читать и записывать трёхзначные числа;

использовать приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;

складывать и вычитать трёхзначные числа на основе знаний о нумерации.

Форма организации урока – игровая, что вызовет повышенную активность учащихся и вовлечёт их в творческий процесс учебной деятельности.

Эмоционально-ценностное отношение к жизни в сотрудничестве между учениками и учителем, учениками между собой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: объяснение, деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжелательной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем. В классе есть дети, которым требуется помощь в обработке, обозначенных умений. Поэтому, сегодня на уроке – индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.

Оборудование:

учебник «Математика – 3» М.И. Моро;

индивидуальные маршрутные листы;

раздаточный материал в конвертах;

шкала оценивания знаний;

«карточка-помогайка» (план рассуждений);

компьютер;

мультимедийная установка;

презентация Power Point;

интерактивная доска. 

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

(Дети здороваются.)

II. Постановка цели, мотивация.

– Урок у нас не совсем обычный. Мы совершим увлекательное космическое путешествие. Так как сегодня уже 9 апреля, а если мы увеличим это число на 3, то получим? (12.)

– О чём напоминает эта дата? (12 апреля – День космонавтики.).

– Почему именно 12 апреля? С чем это связано? (С первым полётом человека в космос)

– 12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Гагарин Юрий Алексеевич. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.

– Ещё одно важное событие из истории освоения космоса….. Увеличьте 1961 на 4.

– 18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос советский лётчик – космонавт Алексей Леонов.

– Наше космическое путешествие будет математическим, в ходе которого мы

повторим знания о трёхзначных числах, закрепим умения решать задачи.

III. Подготовка к основному этапу урока.

– В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах – космических челноках. В челноке может разместиться до 7 человек. И сегодня у нас 3 экипажа – по числу рядов. Вы члены космических межпланетных кораблей.

– Необходимо подготовиться к старту. Надо расшифровать код, чтобы начать путешествие. Каждый экипаж получает задание. 

Каждый член экипажа должен решить 1 пример и передать дальше по цепочке. Член экипажа, которому пришёл лист с уже решёнными примерами, непосредственно занимается расшифровкой. Ключ шифра появится на доске чуть позже.

348 + 1 = 349
500 – 1 = 499
305 + 1 = 306
745 – 1 = 744
699 + 1 = 700

320 – 20= 300
108 – 100 = 8
432 + 1 = 433
890 – 90 = 800
750 – 50 = 700

400 + 56 = 456
550 – 50 = 500
70 + 200 =270
600 + 42 = 642
315 – 10 = 305

 

306

349

499

700

744

8

300

433

700

800

270

305

456

500

642

 м

д

у

й

а

е

р

ш

й

а

 о

и

т

в

р

Думай! Решай! Твори!

– Это ваш девиз и ключ к успеху во время вашего путешествия. Думать – основное правило, подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.

– Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Мы отправляемся в сказочное межпланетное путешествие. Ваша задача – показать свои знания, выполнять чётко все инструкции, провести исследование и сделать открытие. 

Уточняем маршрут нашего путешествия.

На доске запись: 172, 145, 164, 156,332, 148.

– Что записано на доске? (Записаны трёхзначные числа, их шесть.)

– Найдите «лишнее» число.

(332, т. к. в нём три сотни, а в остальных по 1 сотне.)
(145, т. к. оно нечётное, а остальные числа чётные.)

– Запишите оставшиеся числа в порядке убывания.

(172, 164, 156, 148)

– Разбейте числа на разряды.

(1 сотня 7 десятков, 2 единицы;
1 сотня 6 десятков 4 единицы;
1 сотня 5 десятков 6 единиц;
1 сотня 4 десятка 8 единиц.)

Мы приближаемся к планете «весёлых чисел».

На этой планете живут числа, которые очень любят работать. Они приготовили нам несколько заданий.

Нам необходимо числа заменить суммой разрядных слагаемых.

(Ответы детей с места по цепочке.)

Число

Сумма разрядных слагаемых

542

500 + 40 + 2

237

200 + 30 + 7

711

700 + 10 + 1

806

800 + 6

310

300 +10

923

900 + 20 + 3

444

400 + 40 + 4

Сравни и вставь знаки: больше, меньше, равно.

(Дети выходят по одному к доске и ставят нужный знак.)

589…598

246…146

504…514

311…301

607…670

438…428

847…846

Составь все возможные равенства с данными числами.

(Дети самостоятельно работают в маршрутных листах, а затем – у доски.)

Доска: 230 122 352

230 + 122 = 352

122 + 230 = 352

352 – 122 =230

352 – 230 = 122.

– Назовите целое.(352)

– Назовите части. (122,230)

– Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Сложить части.)

– Как мы найдём часть? (Из целого вычтем известную часть.)

– Как проверить сложение? (Вычитанием.)

– Как проверить вычитание? (Сложением.)

– Молодцы!

IV. Зарядка для глаз.

V. Получение новых знаний.

– Дальше наш путь лежит к планете «Исследуй-ка». 

Так как на этой планете зафиксированы сильные молнии, мы не можем совершить посадку.

Значит, займёмся расчётами и вычислениями для исправления маршрута нашего путешествия.

– Предлагаю самостоятельно изучить в учебнике параграф на стр.59, рассказать друг другу.

(Работа в парах.)

Работа с учебником (стр. 59 №1.)

– Как складываются трёхзначные числа?

(Устно №1, объяснения детей по алгоритму.)

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

Пишу…

Складываю единицы…

Складываю десятки…

Складываю сотни…

Читаю ответ…

Работа с учебником. (№ 2 стр. 59.)

Решение примеров с использованием алгоритма.

1 строка с комментированием и записью на доске.

2 строка – самостоятельно. Взаимопроверка.

(3 ученика у доски.)

VI. Музыкальная физминутка.

VII. Повторение изученного материала.

Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Здесь нам предстоит решать задачи.

На этой планете есть, конечно же, свои деньги. Они называются гаврики. Например, одна ручка стоит 20 гавриков. Сколько ручек можно купить на 40 гавриков, на 100 гавриков?

Составь задачу по таблице и реши её.

Цена

Количество

Стоимость

?

4 линейки

120 гавриков

одинаковая

?

90 гавриков

Дети решают самостоятельно (3 ученика у доски):

120: 4= 30 (г.)- цена
90 : 30 = 3 (л.)

Ответ: 3 линейки.

(Проверка.)

На одном из заводов планеты «Решай-ка» изготавливали мячи, которые сами закатываются в ворота.

Рассмотри таблицу и составь по ней задачу.

Изготавливали в 1 час

Время работы

Всего изготовили

30 мячей

8 ч.

?

40 мячей

9 ч.

Дети решают самостоятельно(2 ученика у доски):

30 х 8 + 40 х 9 = 600 (м.)

Ответ: 600 мячей.

(Проверка.)

Верховный правитель планеты очень любит решать весёлые задачи, которые придумывают дети. Он очень просил вас придумать для него весёлые задачи. На следующем уроке математики мы отберём самые интересные и весёлые задачи, решим сначала сами, а потом отправим правителю планеты «Решай-ка». Вы согласны?

– Мы пролетаем мимо планеты «Смекай-ка». Жители этой планеты запутались и просят вас помочь разобраться в сложной ситуации.

– Три космонавта большой планеты Дыр, Бул и Щир одеты в скафандры различных цветов – синий, жёлтый, белый. У Дыра скафандр не белый. У Була – не жёлтый и не белый. Напиши, какого цвета скафандр у каждого космонавта.

Проверка.

(У Дыра скафандр жёлтый, у Була – синий, у Щира – белый.)

– Большое спасибо за помощь!

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

– Наше путешествие подходит к концу. Перед нами уже наша Солнечная система. Кто поможет определить, где же наша родная Земля? (1 ученик показывает на доске.)

Пока мы приближаемся к родной планете Земле, давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?

– За что вы можете себя похвалить?

– Что не получилось? (Ответы детей.)

– Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме? Воспользуйтесь шкалой.

 

– А дома составьте весёлую задачу для правителя планеты «Решай-ка».

– Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru