урок

Цели и задачи: развивать интерес учащихся к математике, способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, математической речи, сплочению коллектива, расширять умственный кругозор учащихся, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Вечер открывают девочка и мальчик.

Ведущий: Сегодняшний вечер посвящен миру чисел. Вы на вечере узнаете много нового и интересного об истории чисел и некоторых числовых диковинках.

На сцену, разговаривая, выходят 2 ученика.

1 мальчик: Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему "Как человек без математики жил?!”

2 мальчик: Ну, и кому удалось получить эту премию?

1 м. Никому. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.

2 м. Неужели в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?

1 м. Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.

2 м. А как читали древние люди?

1 м. Первоначально считали до 2-х, и только конкретные предметы. Если предметов было больше 2-х, то считали: один камень, два камня, много камней. Отвлеченного счета без предметов не было.

2 м. Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него было две руки и две ноги?

1 м. Может быть и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками. Это наподобие того, как сейчас некоторые предметы считают десятками.

2 м. Счет двойками над двоичной системой.

1 м. А наша система счета называется десятичной.

2 м. В книгах написано, что современные вычислительные машины пользуются двоичной системой.

1 м. Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система – это потому, что число пальцев на одной руке равно пяти.

2 м. Может быть отсюда, и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, то можно воспользоваться пальцами. (Об этом расскажут девочки)

1 девочка: Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.

2 девочка: Пусть нам нужно умножить 6 на 7. На одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, т.е. на 1 палец, на другой столько, на сколько 7 больше 5, т.е. 2 пальца. Один палец на одной и два на другой – это десятки, получим 3 десятка. К этим 3 десяткам + произведение загнутых пальцев 4*3=12, теперь 3 десятка +12 = 42,т.е. 6*7=42.

1 д. Я еще покажу пример умножения 8 на 9. На одной руке 2 согнутых пальца, на другой 1, число не согнутых пальцев 3+4=7 – это десятки, произведение согнутых равно 2 – это единицы. 7 десятков + 2 единицы =72, значит 8*9=72

Опять выходят 2 мальчика.

1 м. А как раньше писали числа?

2 м. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые завязывали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел – неизвестно.

Ведущий: В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывали?

2 м. В древнем Риме числа записывали так: (показать таблицу)

Римская нумерация

I

1

XI

11

XXX

30

CD

400

II

2

XII

12

XL

40

D

500

III

3

XIII

13

L

50

DC

600

IV

4

XIV

14

LX

60

DCC

700

V

5

XV

15

LXX

70

DCCC

800

VI

6

XVI

16

LXXX

80

CM

900

VII

7

XVII

17

XC

90

M

1000

VIII

8

XVIII

18

C

100

MM

2000

IX

9

XIX

19

CC

200

MMM

3000

X

10

XX

20

CCC

300

 

 

Рис.1.

Старославянская нумерация


Рис.2.

 


Рис.3.

1 д. А старославянская нумерация выглядела так:

2 д. А сейчас нам покажут запись современных чисел.

На сцену выходят ученики, у каждого в руках цифра от 1 до 10.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "От 1 до 10”

Вот один иль единица, очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2, полюбуйся какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри – выступает цифра 3, тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.

За тремя идет 4, острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.

Цифра 6 – дверной замочек – сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.

У восьмерки 2 кольца, без начала и конца.

Цифра 9 иль девятка цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет.

Цифра вроде буквы "О” – это нуль, иль ничего. Круглый нуль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Если ж справа рядом с ним единицу поместим, он побольше станет весить, потому, что это десять.

Ведущий: Сейчас вы познакомились с галереей замечательных чисел. Они у нас здесь.

Число 2 –это единственное среди натуральных чисел простое четкое число, оно является основанием самой любопытной системы счисления, которая применяется в вычислительных машинах.

Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того, пятерка – любимая отметка учащегося. 5 – является основанием пятеричной системы счисления. В настоящее время она встречается у некоторых жителей Африки и индийских племен Северной Америки.

Всем известно число 12 – его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем дюжину месяцев в году, две дюжины часов в сутках. Час делится на пять дюжин – минут, минуты делятся на пять дюжин – секунд (круг имеет 30 дюжин градусов).

Число 13 – сосед 12. Число 13 называют чертовой дюжиной. Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13 номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Но мы то знаем, что это все предрассудки.

А вот число 365. Одну особенность этого числа вы знаете (обращение ко всем). Кто скажет чем замечательно это число? (число дней в году). Число 365 замечательно еще тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных чисел 10,11,12, т.е. 102+11 2+ 122=365 или 10*10+11*11+12*12=365 (м. показать) и суммой квадратов двух последовательных чисел 13 2 +14 =365 или 13*13+14*14=365.

Очень интересным является наибольшее трехзначное число. Какое ребята? Правильно 999. Умножение трехзначного числа на 999 можно заменить вычитание данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000.

Например: 728*999=728*(1000-1)=728000-728=727272 (показать).

635*999=635*(1000-1)=635000-635=634365.

Ведущий: А сейчас я Вас познакомлю с еще одним замечательным числом, оно называется числом Шехерезады (сказка 1000 и 1 ночь). Но перед этим давайте проделаем следующее: (на листочке)

Запишите любое трехзначное число (каждый раз передавая другому человеку) например 247.

Припишите к нему такое же число, т.е. 247 247.

Разделите полученное число на 13.

Разделите полученное число на 11.

Разделите полученное число на 7.

Покажите мне только полученный результат, и я скажу, какое число вы задумали.

Как угадал, а очень просто, мне помогло число Шехерезады 1001.

247*1001=247*(1000+1)=7*11*13 Число Шехерезады является произведением трех последовательных простых чисел: 7,11 и 13, а следовательно делится без остатка на эти числа 113,11 и 7.

А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В.Фирсова о еще одном замечательном числе "Нуль”.

"Нуль”

В.Фирсов

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И, как ни странно, полагали,
Что нуль, совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа 
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
Он сам составил чисел класс
О всех его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
Как нуль к числу мы прибавляем
Иль вычитаем из него,
То в результате получаем
Опять то самое число: а+0=а-0=а
Попав как множитель средь чисел
Он мигом сводит все на нет
И оттого в произведении
Один за всех несёт ответ: а*в*0*д=0
А относительно деленья
Во-первых нужно помнить то, 
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено а:0
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком делении
Противоречье в нем самом.
И впрямь, какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведении
Все числа нуль лишь могут дать.

Ведущий: А теперь поиграем.

1. Задумайте число.
Прибавьте к нему 5.
Полученную сумму увеличьте в 3 раза.
Из полученного произведения вычтете 20.
К разности прибавьте 5.
Разделите на задуманное число.
У всех получилось 3.

У всех различные результаты, чтобы получить задуманное число, нужно из полученного результата вычесть 6.

А теперь познакомьтесь:

"Математик – молния”

(Один ученик должен быть подготовлен и называет задуманное число).

На стенде висит таблица:

I

II

III

IV

V

VI

1

2

4

8

16

32

3

3

5

9

17

33

5

6

6

10

18

34

7

7

7

11

19

35

9

10

12

12

20

36

11

11

13

13

21

37

13

14

14

14

22

38

15

15

15

15

23

39

17

18

20

24

24

40

19

19

21

25

25

41

21

22

22

26

26

42

23

23

23

27

27

43

25

26

28

28

28

44

27

27

29

29

29

45

29

30

30

30

30

46

31

31

31

31

31

47

33

34

36

40

48

48

35

35

37

41

49

49

37

38

38

42

50

50

39

39

39

43

51

51

41

42

44

44

52

52

43

43

45

45

53

53

45

46

46

46

54

54

47

47

47

47

55

55

49

50

52

56

56

56

51

51

53

57

57

57

53

54

54

58

58

58

55

55

55

59

59

59

57

58

60

60

60

60

59

59

61

61

61

61

61

62

62

62

62

62

63

63

63

63

63

63

1.Загадайте любое число (из таблицы) скажите, в каких столбиках оно встречается?

Например, во II и V – это число 18.

В I, II, VI, – это 35.

Ведущий: А теперь давайте посоревнуемся. Чей ряд победит. А для этого нужно вспомнить несколько строчек из песен, в которых содержатся числа, математические термины, единицы измерения массы, времени, расстояния, площади, скорости…

Например,

"10 поросят пошли купаться в море…”
"Не думай о секундах свысока…”
"2х2 четыре…”
"Две судьбы соединили 2 кольца…”
"Папа у Васи силен математике…”
"Ни минуты покоя, ни секунды покоя…”
"Пол часа до рейса…”
"Дни летят, за рассветом закат…”
"Словно 12 месяцев – эти 12 дней…”

Ведущий: Молодцы! Надеюсь, Вы сегодня остались довольны проведенным вечером. И, конечно же, поняли, какая это удивительная и прекрасная наука математика. Но, чтобы ее хорошо знать и хорошо учиться, нужно много трудиться, поэтому:

ВСЕ:

Кто более иль менее
С терпением знаком
Считает он терпение совсем не пустяком
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг
Терпение, терпение
Твой самый лучший друг!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru